Российский флот пополнят корабли-"невидимки"

Каспийское и Балтийское моря стали  своеобразным испытательным полигоном  для так называемых кораблей-"невидимок", изготовленных для российского  флота по технологии "стелс".

Сейчас на Каспии готовятся принять в боевой строй построенные на верфи в Зеленодольске в Татарстане малые ракетные корабли "Углич" и "Град Свияжск". А на Балтике успешно действует новейший корвет "Бойкий".

Как сообщает пресс-служба Южного военного округа, сейчас командование Каспийской флотилии вместе с представителями  Зеленодольского завода имени Горького определяют сроки ходовых и государственных испытаний новых кораблей-невидимок. Испытания пройдут на акватории Каспия, для этого в специально отведенных для этого полигонах будет создана специальная зона, в которую будет запрещен вход любых судов. Охранять район будут до двух десятков каспийских кораблей.

Всего в 2013 году корабелы Зеленодольска передадут  морякам Каспийской флотилии пять боевых надводных кораблей и два судна вспомогательного флота.

Стоит напомнить, что Зеленодольский завод, основанный в 1895 году, - одно из крупнейших судостроительных предприятий России. Его коллективом построено 600 военных кораблей для Германии, Египта, Вьетнама, Кубы, Ливии, России, Сирии, других стран. С его стапелей сошли около тысячи пассажирских морских и речных судов, в том числе скоростные теплоходы "Метеор", "Линда", катер "Терьер".

Ну а на полигонах боевой подготовки Балтийского флота также испытывают "обновку", построенную на "Северной  верфи".  Две ракеты новейшего "невидимого" российского корвета "Бойкий" накануне успешно поразили цель. Стрельба велась по буксируемому корабельному щиту, имитирующему надводный корабль условного противника. Государственные испытания уникального корабля продолжаются успешно.

Также во время нахождения корвета "Бойкий" в море представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем корабля и членами государственной приемной комиссии проводят маневренные и скоростные испытания корвета, проверяют работу всех агрегатов, систем и узлов, вооружения корабля, навигационных и радиотехнических средств.

В ближайшие дни экипаж корабля  проведет торпедные и артиллерийские стрельбы по подводным, надводным и воздушным целям. Государственные ходовые испытания корвета "Бойкий" будут проводиться в течение месяца. По завершению морской части программы начнётся вторая часть государственных испытаний - ревизия корабля.

На "Северной верфи" будет проведено  контрольное вскрытие механизмов и  приборов, специалисты и члены  госкомиссии оценят общее состояние  корвета, его оборудования и всех имеющихся на нем средств. Военному экипажу корабля будут переданы комплекты ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности и материалы), проведены отделочные работы корвета. После подписания приёмопередаточного акта с заказчиком на корабле будет поднят Военно-морской флаг и корвет войдет в состав Балтфлота.

Вообще спуск на воду второго серийного корвета "Бойкий" проекта 20380, построенного для Балтики, состоялся на "Северной верфи" 15 апреля 2011 года. Головным кораблем этой серии является корвет "Стерегущий", переданный ВМФ в 2007 году. Ну а второй корвет этого проекта, "Сообразительный", вошел в состав БФ 14 октября 2011 года.

Проект корвета-невидимки разработан в ОАО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз". Корабль предназначен для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций.

При строительстве подобных кораблей используется технология "стелс". В проект внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для бортовых ЭВМ. Были использованы новейшие решения по уменьшению физических полей корабля. В частности, удалось значительно снизить радиолокационную заметность корабля путем применения в качестве материала надстройки трудногорючих стеклопластиков со свойствами радиопоглощения, а также за счёт архитектурной компоновки корпуса и надстройки.

В Каспийском море прошли государственные испытания ракетного корабля-невидимки под названием "Дагестан". Новейший корабль успешно поразил ракетой в цель, расположенную в 185 километрах от него - строение размером 10 на 10 метров, имитирующее командный пункт. "Дагестан" проекта 11661 также построен с применением технологии "стелс", затрудняющей обнаружение радиолокацией. Корабль оснащен универсальным ракетным комплексом "Калибр-НК", который приспособлен для пуска различных типов ракет на расстояние до 300 километров.

Но не только Каспий и Балтика  получат новейшие корабли-невидимки. Так, Главное разведывательное управление России в 2014 году получит новый разведывательный корабль "Юрий Иванов" проекта 18280. Новый корабль займется слежением за компонентами американской системы противоракетной обороны на Тихом океане, на Аляске и Гавайских островах. На "Юрии Иванове" установлена специальная аппаратура радиотехнической разведки, которая позволяет перехватывать и анализировать сигналы радиолокаторов, комплексов вооружения и систем связи.

Оборудование нового корабля сможет отслеживать сигналы разной мощности в разных диапазонах. При этом на "Юрии Иванове" не будет собственного вооружения, чтобы в случае обнаружения корабли НАТО не имели формального повода применить силу. Преимуществом нового корабля, основные характеристики и возможности которого засекречены, является то, что он, в отличие от самолета радиоэлектронной разведки, может находиться в зоне патрулирования несколько дней до обнаружения.

Строительством "Юрия Иванова" занимается петербургская "Северная  верфь". Корабль был заложен в 2004 году, а передать его военным  для испытаний планировалось  еще в конце 2012 года. В состав флота  корабль-разведчик изначально планировалось включить в ноябре 2013 года. Однако во время строительства была допущена задержка в поставке двигательной установки  с двумя дизельными двигателями Коломенского завода. В итоге сроки сдачи "Юрия Иванова" перенесли на 2014 год.

Вообще-то официально "Юрий Иванов" называется "специальным кораблем связи". Его длина составляет 95 метров, ширина ─ 16 метров, а осадка ─ четыре метра. Водоизмещение корабля составляет 2,5 тысячи тонн. В общей сложности по проекту 18280 планируется построить два разведывательных корабля.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить