"Чудо-корабли" во флоте России: есть ли будущее?

Россия впервые  показала непраздной иностранной публике  ракетный корабль проекта 1239. Представляющий Черноморский флот уникальный ракетный корабль на воздушной подушке "Бора" принял участие в международной выставке оборонной промышленности "АЙДЕФ-2013", которая прошла в Стамбуле с 7 по 10 мая. Самым "свежим" российским ракетным кораблям этого типа скоро исполнится 20 лет.

Кроме корабельной техники РФ показала широкую коллекцию для всех родов войск. Гости салона могли увидеть более 200 перспективных образцов российской продукции военного назначения.

Первый  проект подобного рода появился еще  в 1942 году, когда на военсовете под  председательством Иосифа Сталина знаменитый конструктор ракет Челомей предложил вооружить успешно применявшиеся советским ВМФ торпедные катера реактивными ракетами, которые позволили бы скоростным и шустрым "охотникам" топить крупные надводные корабли противника. Тогда проект признали перспективным, но решили, что времени на проведение экспериментов нет.

В 1967 году, когда Израиль во время шестидневной войны в блестящем стиле разгромил  армии арабских государств, ВМС еврейского государства потеряли флагманский  корабль эсминец "Эрлан". Он был потоплен залпом с малого ракетного катера военно-морских сил Египта. Эта локальная победа египтян вновь напомнила, сколь опасными могут быть маленькие, быстрые и зубастые, словно пираньи, ракетные катера.

Читайте также: Российский флот пополнят корабли-"невидимки" 

Появление ракетной техники (в данном случае торпед) определенным образом детерминировало и классы кораблей. Для морских держав, контролирующих моря, океаны и протяженные водные коммуникации логичным виделось увеличение размеров и водоизмещения судов для установки более мощных торпед, усиления артиллерийского вооружения, бронирования и принятия других мер защиты.

Второй  путь - ставка на многочисленные торпедные катера и дальнейшее увеличение их скорости и маневренности. Именно эти два фактора являлись основными боевыми характеристиками ТК, позволявшими нанести быстрый удар и выйти из зоны поражения корабельной артиллерии и торпед противника. Для этого катера старались делать максимально облегченными, что негативно сказывалась на их бронезащите. При этом они были весьма просты в производстве, могли штамповаться сотнями и в целом были удобны для "москитных" флотов.

В 70-х для ВМФ СССР строились  большие ракетные корабли, однако усиление вооружения требовало повышения  водоизмещения. Это снижало скорость, повышало заметность, хотя и делало боевые единицы более мощными  в огневом отношении. А опыт использования малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341 свидетельствовал о недостаточной вооруженности этих судов. Столкнувшись с этой дилеммой, советские конструкторы стали искать решение в другой плоскости. В частности, появилась идея создания ударных ракетных катеров на воздушной подушке.

Использовать для них предлагалось  платформудлядесантныхкораблей  "Джейран" и "Зубр" проекта 12321. Огромная скорость судов на воздушной подушке, с установленным на ними противокорабельными ракетными комплексами, теоретически позволяла превратить такие катера в убийц линкоров и авианосцев. В результате в 1972 году была принята закрытая государственная программа по созданию ракетного корабля на воздушной подушке (РКВП), проект 1239, шифр "Сивуч".

Читайте также: В России починят "убийц авианосцев"

С самого начала на катера этого проекта  планировалось сделать носителями ракетного комплекса "Москит", который до этого устанавливался на эсминцах и экранопланах, также претендовавших на роль убийц авианосцев в случае конфликта со США вблизи территории СССР.

От гиперзвуковых ракет "Москита", скорость полета которых на малых  высотах  превышает  два маха, уклониться невозможно. Ее можно  засечь лишь за несколько секунд до контакта с бортом корабля, который  она, за счет громадной кинетической энергии пробивает и взрывается внутри. Удар 15-17 "Москитов" может потопить целую корабельную группу.

Масса каждой такой ракеты составляет 4 тонны.  Палубы десантных кораблей на воздушной подушке для таких  махин не подходили. Тогда было решено соединить катамаран и скеговую компоновку воздушной подушки. Это позволило "обвешать"  катер убийственными по своей мощи ракетами, сохранив при этом и отличную мореходность.  Кстати, один из ведущих конструкторов ЦМКБ "Алмаз" Валериан Королько, который и вел проекты РКВП 1239, за время своей работы получил четыре выговора за "авантюрные проекты". Как бы то ни было, "Москиты" установили в двух счетверенных установках, расположенных на левом и правом бортах судна, которые за счет высокой скорости не попадают в захват самонаводящихся ракет, а от торпед просто уходят "пешком".

Длина заложенного в 1984-м и принятого  в состав флота в 1989-м корабля "Бора" составляет 64 метра, ширина - 9 метров. Корабль является крупнейшим в своем подклассе и способен развить скорость в 55 узлов. Кроме трех режимов хода у корабля есть возможность передвигаться только на двигателях-нагнетателях за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму.

Еще в советское время каждому из четырех флотов планировалось придать флотилии РКВП. Но было построено всего два корабля - "Бора" и "Самум", которые сейчас входят в состав Черноморского флота.

Программа "Сивуч" предполагала строительство до 2010 года только для российского Черноморского флота еще 14 ракетных кораблей на воздушной подушке. В случае конфликта наличие такого боевого кулака при нормальной поддержке морской авиации берегового базирования сделало бы Черное море русским озером. Планы эти так и не были реализованы, но имеющиеся наработки можно использовать в создании нового поколения этих чудо-кораблей с усиленной ПРО и ПВО. Ведь современные ракетные комплексы насквозь простреливают Черное море, что кардинально меняет подходы к формированию и принципам действия корабельных соединений. 

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *