НАТО хочет заниматься сдерживанием России

Россия-НАТО: 20 лет занудства

Украинский кризис дал новый импульс существованию НАТО. Таково мнение многих западных экспертов. До событий в соседней стране военные, политики, политологи пытались понять, чем альянс будет заниматься в дальнейшем - в частности, после вывода войск из Афганистана. Теперь в Вашингтоне и Брюсселе, похоже, определились со смысловой нагрузкой - "сдерживание России".

Из заявлений руководства НАТО следует, что нашу страну не рассматривают как партнера. Россия ведет себя не как партнер, а как противник, заявил на прошлой генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Он, правда, в скором времени уходит в отставку, но, надо полагать, курс на "сдерживание" не изменится.

Его заместитель Александо Вершбоу заявил в интервью "Коммерсанту", что "если Россия будет ставить под сомнение ключевые принципы системы европейской безопасности, прописанные в Хельсинкском заключительном акте, нарушать собственные двусторонние соглашения, как в случае с Украиной, это вызовет серьезные дискуссии относительно того, что это значит для приоритетов НАТО".

О перспективах в отношениях между Россией и НАТО корреспондент Pravda.Ru побеседовал с военным экспертом Борисом Подопригорой.

- Сейчас много говорят, что альянс пересмотрит свою стратегию в отношениях с нашей страной, сосредоточит основное внимание на "сдерживании" России. Как вы полагаете, насколько обоснованны эти рассуждения?

- Что касается взаимоотношений России и НАТО, то мне кажется, что здесь не нужно давать ни заниженных, ни завышенных оценок ни по одному этапу нашего взаимодействия. Каких-то резких изменений я не ожидаю. Отношения между Россией и альянсом на протяжении практически двух десятилетий были где-то между тремя с минусом и тремя с плюсом.

Читайте также: Украина: Чего ждет Запад от России

В общем-то, я не ожидаю каких-либо неожиданных перемен. Мне кажется, не стоит переоценивать те или иные встречи с рукопожатиями, как, впрочем, и острые заявления, которыми обменивались стороны в связи с теми или иными событиями.

Я в этом смысле не оптимист и не пессимист - исхожу из того, что наблюдал как участник многочисленных российско-натовских мероприятий. Если говорить не о ранжировке стола, а о содержании тех разговоров, тех переговоров, которые за этим столом велись, то у нас всегда были достаточно спокойные, но и не вдохновляющие отношения с НАТО. 

- Как вы полагаете, какие перспективы у сотрудничества между Россией и НАТО в свете последних событий? Или об этом сейчас вообще говорить не стоит?

- Сохраняется в большей степени форма нашего взаимодействия. А содержательная сторона, повестка дня, по существу необновляема. 

Вы знаете, мне хотелось всякий раз опоздать где-то на 30-40 минут на эти мероприятия. Потому что я знал, начинаются такие мероприятия с занудной лекции натовцев о том, что такое консенсус. Нас как полинезийцев пытались лет, наверное, 15, учить этому слову. Я говорю совершенно серьезно, потому что довелось участвовать примерно в сотне российско-натовских мероприятий.

Не вижу сейчас какого-либо содержательного поля для разговора. Все идет, увы, так, как было предопределено в начале 90-х годов прошлого века. 

- Судя по комментариям представителей альянса, НАТО предстает едва ли не жертвой "агрессии России". Насколько это соответствует действительности? 

- Предлагаю жестко разграничить сферу информационного противостояния от того, что  происходит реально.

Если мы с вами обратимся к западным источникам, то просто волосы встанут дыбом. Там уже колонны на маршруте движения к Киеву, какие-то события в Крыму. Если мы будем верить пропаганде, то мы просто потеряем нить разговора.

На самом деле ничего не происходит, в конечном счете. И об том мы, к сожалению, не сказали очень жестко.

Вообще говоря, мы даже не превысили  численность российских военных, которые по Харьковским соглашениям могут находиться в Крыму. Никто не уличил нас в этом документально, доказательно.

Мне кажется, наши информационные источники должны более определенно эту тему освещать. Если взять юридический аспект, подчеркиваю, никаких нарушений с нашей стороны нет. Давайте разделим эмоции и существо дела. 

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Обсудить