Уже обнаружены случаи, когда российские компании приобретают иностранное оборудование, переклеивают лейблы, а затем продают его оборонно-промышленному комплексу как отечественное.
По данным издания "Коммерсант", речь идет о так называемых ОЕМ-производствах. В частности, их наладили в России китайские предприятия. В результате оборудование с таких производств просто закупается без глубокой модернизации.
Не секрет, что российским компаниям часто рентабельнее заказывать оборудование в том же Китае. Пусть даже разработано это оборудование в России.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев рассказал Pravda. Ru, что подобная ситуация чревата проблемами не только для оборонно-промышленного комплекса.
— На самом деле, это очень серьезный фактор, который может сказаться на обороноспособности государства. Есть такое понятие — "доверенное оборудование". То есть оборудование, свободное от недекларированных возможностей. Это и аппаратные комплексы, и программное обеспечение.
Особенно важно это для объектов критической инфраструктуры, а не только для вооружений и военной техники, которые изготавливает наш оборонно-промышленный комплекс.
— На ваш взгляд, насколько серьезна проблема?
— К счастью, я уверен, что подобные нарушения не могут в принципе носить массовый характер. Потому что в рамках реализации закона о гособоронзаказе предусматривается создание специальных счетов, для всей линии поставщиков, любых уровней. Поэтому мы имеем абсолютную прозрачность по происхождению и ценообразованию тех или иных компонентов.
— Можно ли сделать какие-либо выводы из уже доступной на данный момент информации о нарушениях?
— Выявление отдельных случаев чрезвычайно важно. Для того, чтобы можно было купировать незаконные поставки через перемаркировку зарубежной продукции, поскольку они могут нести эти недекларированые возможности. И, соответственно, иметь иной ресурс службы, что чрезвычайно важно для военной техники, которую не только получает наша армия, но и поставляется в рамках военно-технического сотрудничества иностранным заказчикам.
Мы заинтересованы в том, чтобы с помощью и надзорных органов, и правоохранительных органов, а так же с протекционистскими мерами государства в области нетарифного регулирования, создать конкурентные условия для отечественных производителей, которые могли бы проводить реально импортозамещение.
Такие примеры есть — скажем, корпорация радиоэлектронных технологий КРЭТ. Этот опыт надо тиражировать, поскольку это вопрос национальной безопасности.