"Нет веры в справедливость": раскрыта реальная статистика преступлений в России

Практически половина пострадавших — 49 процентов — не обращается за помощью в правоохранительные органы. Причина проста: большинство из этих людей полагают, что в полиции, прокуратуре и так далее неспособны им помочь. Об этом говорится в опросе, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который был проведен совместно с Фондом поддержки пострадавших от преступлений.

В минувший вторник результаты исследования обсуждали на круглом столе, который был организован комиссией Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействием с ОНК и Фондом пострадавших от преступлений.

Как ранее сообщала "Правда.Ру", в декабре прошлого года правительственная комиссия по профилактике правонарушений включила в план работы на 2017 год задачу по проведению исследования относительно состояния преступности и размеров вреда, причиняемого противоправными действиями. Эта работа направлена на выработку дополнительных мер по профилактике правонарушений и изменения уголовно-правового инструментария.

Председатель правления ВЦИОМ Константин Абрамов в ходе круглого стола рассказал, что еще 17 процентов участников опроса сообщили, что сотрудники правоохранительных органов пытались отговорить их от подачи заявлений. Кроме того, 70 процентов наших соотечественников, пострадавших от противоправных действий, заявили, что им не был каким-либо образом возмещен вред, причиненный преступлением. Но при всем том уровень доверия к правоохранительным органам в российском обществе высок: о том, что "доверяют" или "скорее доверяют", заявили 67 процентов участников опроса.

По словам главы совета Фонда поддержки пострадавших от преступлений Ольги Костиной, "совершенно очевидно, что причина латентности преступности уже не только в работе полиции". Она отметила, что "49 процентов не заявляют о преступлениях, потому что не верят всей системе восстановления справедливости".

"Они не получат помощи от Минздрава, не получат никакой материальной компенсации и никакой правовой помощи. На фоне бесконечной гуманизации никто не говорит о том, что рецидив преступлений вырос до 60 процентов. Каждый второй, выходящий из колонии, вновь туда возвращается", — сказала Ольга Костина.

"О каком доверии граждан можно говорить, если один раз, если очень сильно хочется — можно взять и избить другого человека. Это недопустимая для государства риторика, что "занедорого" можно в этом государстве избивать. В России приняты очень важные доктрины, концепции развития в совершенно разных областях — военной, социальной, в отношении женщин, детей, инвалидов. Тем не менее, в России до сих пор нет концепции уголовной политики. Каждый развивает то, что ему близко и дорого. Проведенное исследование должно показать реальные страхи и опасения нашего общества, а самое главное дать направление для эффективной защиты наших граждан", — подчеркнула глава совета Фонда поддержки пострадавших от преступлений.

В свою очередь председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов отметил, что хоть и принят закон о профилактике правонарушений, однако как таковой ей никто не занимается.

"Простой пример. В переходах, в метро, на столбах висят объявления: "Сделаем регистрацию…", "Купите диплом…", "Купи права…" и т. д. Что это? Это прямое сообщение о преступлении! Почему все проходят мимо? Мне на почту, как и многим простым гражданам, неоднократно присылались письма с целью обмануть, вытянуть деньги. Найти этих преступников, используя современные технологии, нетрудно. Почему это никто не делает?", — сказал он.

Глава комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействием с ОНК Антон Цветков подчеркнул, что необходима иная система оценки работы сотрудников правоохранительных органов. В частности, он привел такой пример: оперативники, расследующие экономические преступления, говорят, что это не тяжкие уголовные статьи, а значит, проделанная работа в статистику не попадет. И в результате сотрудники правоохранительных органов прямым текстом говорят, что не будут заниматься этими преступлениями, рассказал Цветков.

"Нужно обсудить идею введения в правовое поле охранных ордеров, которые позволят защитить жертв насилия вне зависимости от того, сколько раз преступник избивал свою жертву, и вне зависимости от того, какое ему назначено наказание. Особое внимание необходимо обратить на жертв сексуального насилия: они беззащитны перед "желтыми" СМИ. Их истории тут же попадают в прессу. Фактически их ничто и никто не защищает", — подчеркнул он.

"Если тяжелая дорожная обстановка — увеличивайте число патрулей. Но, к сожалению, профессионалов в органах МВД в связи с сокращениями становится все меньше. Правда, пока потерпевший не будет понимать, что государство обязано делать все для его защиты, у нас так и останется многое на примитивном уровне", — считает Антон Цветков.

Исполняющая обязанности главы ВНИИ МВД России Ольга Цоколова сообщила, что исследование ВЦИОМ в целом совпадает с внутриведомственными исследованиями.

"В 2016 году число преступлений снизилось, как и число потерпевших, которое по уголовным делам составляет 1 миллион 788 тысяч человек. Доверие к полиции остается на высоком уровне: 39,1 процента. Есть регионы, например, Белгородская область, где органам полиции доверяют 67 процентов граждан", — сообщила она, выразив готовность к сотрудничеству "со всеми заинтересованными общественными силами".

Подводя итоги работы круглого стола, Ольга Костина подчеркнула, что "безопасность зависит не только от полиции, но и от самих граждан, и здесь необходимо идти друг другу навстречу".

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить