Многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного дозора и наведения А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
"Данный комплекс будет способен оперативно наращивать радиолокационного поле на заданном операционном направлении. Его разработка обусловлена появлением новых классов целей, в том числе самолетов оперативно-тактической авиации нового поколения", — сказал Шойгу на селекторном совещании в Министерстве обороны 2 мая.
Он добавил, что "в рамках опытно-конструкторской работы планируется создать два самолета: летающую лабораторию и опытный образец многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения".
Очевидно, что авиация нового поколения — это американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Впрочем, работы над созданием подобных самолетов активно идут во многих странах.
Разработкой А-100 занимается АО "Концерн радиостроения "Вега" (входит в Ростех). Новый комплекс создается на базе самолета предыдущего поколения А-50, который в свою очередь был создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76. Предполагается, что в перспективе оборудование А-100 будет перенесено в модернизированный Ил-76МД-90А, сообщает ТАСС.
А-100 — это комплексы дальнего радиолокационного дозора и наведения, которые применяются для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления о воздушной и надводной обстановке. Кроме того, они могут применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
В конце апреля радиотехнический комплекс А-100 "Премьер" был впервые испытан в полете на летающей лаборатории. Гендиректор концерна "Вега" Владимир Верба тогда отметил, что испытания перешли на качественно новый уровень. "Испытательные полеты самолета-лаборатории дают нам уникальную информацию о работоспособности комплекса в реальной обстановке, которую невозможно смоделировать на наземных стендах", — подчеркнул он.
Понятно, что пока информация о новом комплексе носит самый общий характер. Были внесены некоторые изменения в конструкцию фюзеляжа самолета — например, демонтирован "гриб"-обтекатель антенны радиолокатора, которые характерны для нынешних комплексов радиолокационного дозора. Известно также, что на борту летающей лаборатории были установлены системы радиотехнического комплекса нового поколения.
Стоит заметить, что создание комплекса нового поколения началось еще в 2000 году. Тогда конкурс выиграл концерн ПВО "Алмаз-Антей". Однако в 2002 году Министерство обороны разорвало договор — военное ведомство не устроил график работ. Вся документация была передана "Веге". Спустя семь лет для экспериментов был выделен один Ил-76. Но уже в следующем году стало понятно, что и здесь работы по созданию комплекса идут с заметным отставанием от графика.
Стоит отметить еще один фактор, крайне важный в современных условиях. Американские системы АВАКС Е-3С с радаром AN/APY-2 создавались с прицелом на так называемую сетецентричную войну. Собственно, эту военную доктрину впервые на практике применил как раз Пентагон. Речь идет об объединении участников боевых действий в единую сеть, что резко повышает результативность их действий. Причем при создании концепции были использованы идеи советского маршала Николая Огаркова, фактического создателя в Генштабе центра оперативно-стратегических исследований.
В настоящее время в российских вооруженных силах используют комплекс А-50, который был принят на вооружение в 1989 году. Эти комплексы сейчас модернизируются: увеличена дальность полета, установлено цифровое оборудование. По состоянию на март текущего года, ВКС получили четыре таких модернизированных комплекса. Всего же их было произведено более двух десятков — это без учета нескольких А-50, которые были поставлены ВВС Китая и Индии.