Леонид ИВАШОВ — о создании военно-учебных центров при вузах

Министерство обороны разработало законопроект о реорганизации системы военной подготовки студентов. Предполагается, что военные кафедры будут упразднены, а в институтах появятся военно-учебные центры, где будет вестись подготовка не просто офицеров запаса, а настоящих рядовых, сержантов и офицеров запаса по тем специальностям, которые в каждом конкретном учебном заведении будет запрашивать военное ведомство.

Как говорят в Минобороны, если выпускник центра решит, что после окончания института он пойдет служить в армию, то с ним заключат контракт и на протяжении учебы будут выплачивать ему стипендию. "Косить" студентам больше не придется. Об этом "Правда.Ру" в эксклюзивном интервью поговорила с президентом Академии геополитических проблем, президентом Центра геополитического анализа, доктором исторических наук, генерал-полковником Леонидом Ивашовым.

— Почему возникла необходимость реформирования военных кафедр? Эта форма обучения армейским специальностям уже не соответствует современным запросам?

— Военные кафедры — это наследие советского периода. В свое время, когда у нас был избыток призывных ресурсов, и была развернутая сеть военно-учебных заведений, особое внимание военным кафедрам в вузах не уделяли. Давали общие теоретические знания, были выезды на войсковую практику. Для многих это была возможность, получая гражданские специальности, получить представления о военном деле, вооружении, тактике действий и так далее. С другой стороны, для ряда студентов — это способ не попасть на военную службу.

Сейчас военным кафедрам в вузах не уделяется должного внимания. Руководство вузов на них смотрит как на нечто вторичное. Сегодня очень многие пытаются попасть на факультеты, где есть военные кафедры. Но вряд ли они стремятся стать военными людьми. Поэтому создание комплексных военных центров — это уже реальная необходимость. Об этом речь велась еще во время СССР. Уже тогда начинали задумываться о том, что военные кафедры нужно преобразовывать или закрыть их вообще. Сейчас решили, что не нужно их закрывать там, где обучают редким специальностям, и было принято решение о создании военно-учебных центров. Это необходимо было сделать давно.

— Кто будет преподавать в военно-учебных центрах? Достаточно ли для этого соответствующих кадров?

— С кадрами у нас проблема. После 90-х годов у нас происходило истребление военных специалистов. Но если говорить о будущих учебных центрах, то в них будут преподавать не только военные инженеры и офицеры. Ведь сегодня война, ее содержание и сущность кардинально меняются, все больше говорится о гибридной войне.

Сейчас военные действия невозможны без помощи киберсистем. Сегодня в армию пришли прорывные цифровые технологии. Поэтому в этих учебных центрах будут не только строевая и боевая подготовки, но и обучение военному делу в соответствии с новыми требованиями современных войн. Я думаю, что именно здесь найдут себя специалисты, профессора, преподаватели гражданского направления; конечно, будут привлекаться военные и представители оборонной промышленности.

— Можно ли говорить о том, что уровень подготовки в рамках военно-учебных центров будет достаточном высоким, чтобы молодые специалисты смогли участвовать в военных операциях?

— Да, я полагаю, что именно так и будет. И я имею основания утверждать, что выпускники вузов, которые прошли через военно-учебные центры, будут приглашаться на военную службу, в оборонную промышленность, на современные высокотехнологиченые производства. Я полагаю, что и Сергей Шойгу, и начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов эту задумку как раз осуществляют: использовать военные кафедры в вузах для подготовки специалистов высокого уровня.

Беседовала Лада КОРОТУН

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *
Обсудить