Высшее руководство РФ и Белоруссии допускает использование сил ОДКБ в Таджикистане на границе с Афганистаном. Но в рамках двусторонних отношений есть много противоречий. Будет ли ответ исламистам оперативным?
Госсекретарь Совбеза Белоруссии Александр Вольфович заявил, что обострение и непредсказуемость обстановки в Афганистане "не исключает принятия решения о размещении воинских контингентов государств — членов ОДКБ на территории Таджикистана в целях охраны таджикско-афганской границы в составе Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности и Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ".
Ранее начальник Объединённого штаба ОДКБ Анатолий Сидоров в интервью RT сказал, что при необходимости по решению глав государств Совета коллективной безопасности "мы готовы к тому, чтобы применить эти силы" в Таджикистане.
"Но пока лично мой прогноз — до таких масштабных действий дойти не должно", — добавил Анатолий Сидоров.
Однако это было сказано в начале июля, обстановка сейчас резко обострилась. "Обстановка в этой стране критическая. Люди пытаются сбежать оттуда даже ценой собственной жизни", — отметил министр обороны РФ Сергей Шойгу на селекторном совещании во вторник, 7 сентября.
В ОДКБ входят
У ОДКБ есть Коллективные силы оперативного реагирования и Коллективные силы быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (только из состава армий стран ЦА). Однако некоторые эксперты считают, что они неповоротливые, так как для принятия стратегических решений нужно согласие парламентов всех стран-членов.
Так, по мнению кандидата политических наук, военного эксперта Андрея Головатюка, "ОДКБ не выдерживает никакой критики". Надо начинать с нуля создание нового "Варшавского договора", конечно, с новым названием и участниками, но который будет соответствовать современным угрозам.
И первое, что надо сделать, — это создать программу, аналог которой с успехом практикуется в НАТО ("Партнёрство ради мира"), чтобы подготовить страны-участницы будущего проекта, отметил эксперт для Pravda.Ru.
Действительно, сейчас Бишкек и Душанбе находятся в натянутых отношениях и отказываются от учений ОДКБ на территории друг друга. Вряд ли Киргизия пошлёт своих солдат умирать за Таджикистан. То же самое касается армянской армии — она только что понесла огромные потери в войне с Азербайджаном и памятен её конфликт с ОДКБ. Ненадёжна и казахстанская армия при новом руководстве., которое прочно сидит на четырёх стульях:
По сути, только Россия и Белоруссия будут решать проблему возможного наступления боевиков из Афганистана.
Военный эксперт журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков отметил для Pravda.Ru, что в Договоре о коллективной безопасности записано, что "если вдруг на одну из стран нападают, то они должны оказывать друг другу помощь".
Эксперт отметил, что решения об оказании помощи принимаются коллегиально по запросу исполнительной власти стран-участниц. В Армении это должен был в карабахской войне сделать глава государства.
"Это он должен был обратиться, например, в страны ОДКБ, чтобы те оказали ему военную помощь во время нагорно-карабахского конфликта. Но он этого не сделал", — сказал Алексей Леонков.
"У нас в Таджикистане находится 201-я военная база. И пока эти военнослужащие с этой базы будут сдерживать боевиков, я думаю, что нужные решения будут приняты", — уверен эксперт.
Учения в ближайшие месяцы будут в Таджикистане проходить непрерывно.
7 августа российские военные в Таджикистане начали манёвры с участием около одной тысячи военнослужащих. Учения продлятся месяц, сообщила пресс-служба Центрального военного округа. На учениях в горах Таджикистана российские военные задействовали вертолёты, танки и боевые машины пехоты, сообщал ЦВО.
Только закончатся эти учения, как в октябре начнутся другие:
В ноябре запланировано тактико-специальное учение "Кобальт-2021" с подразделениями специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. В рамках этого учения будут отработаны задачи по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований.
США реанимируют проект по отдалению стран Средней Азии от России