Чем и как был сбит российский Ил-76 под Белгородом: одна из версий

Версия гибели российского Ил-76 под Белгородом: виноват ЗРК "Пэтриот", установленный на ж/д платформе
7:53

Как известно, Минобороны РФ заявило, что знает, откуда была запущена ракета, которой сбит российский Ил-76 под Белгородом. Это местечко Липцы Харьковской области. Осталось дождаться ответа экспертов на вопрос — какой зенитно-ракетный комплекс это был. Пока они выясняют, выскажем версию, которая базируется на информации с той стороны.

Ещё 25 декабря в украинском ТГ-канале "Резидент" промелькнула информация о том, что противник для развёртывания комплексов ПВО использует железнодорожные платформы. Что, в общем-то, очень неплохая идея. Хотя и не сказать, что прямо новаторская. В годы Великой Отечественной войны установка зенитных орудий на платформы была обычным явлением.

Но с появлением мобильных самоходных комплексов ПВО в послевоенное время об этой практике как-то подзабыли. Эти зенитные комплексы нового поколения могли двигаться в боевых порядках войск и стрелять что называется "с колена". На развёртывание им нужно было времени чуть больше чем ничего.

Но это что касается комплексов малого и среднего радиусов действий. В то время как значительная часть систем ПВО, прежде всего дальнего действия, оставалась фактически стационарными. Да, их можно было свернуть и развернуть на новом месте. Но время развёртывания в лучшем случае составляло несколько часов.

Шло время, и системы развивались, и даже комплексы дальнего действия становились более мобильными, например, наши С-300 и С-400, которым на развёртывание в боевое положение требуется пять-десять минут.

Совсем не такой мобильной является знаменитая и разрекламированная американская система "Пэтриот". Ей на подготовку к бою требуются долгих полчаса. Как минимум. Но этот недостаток можно легко компенсировать, если поставить элементы комплекса на железнодорожные платформы.

Базирование комплекса ПВО в железнодорожном составе обеспечивает постоянную мобильность. А включение в состав такого поезда пассажирских вагонов ещё и добавляет скрытности. При необходимости такой поезд ПВО можно легко укрыть под крышей железнодорожных депо или подъездных путей каких-нибудь промпредприятий или быстро отогнать на безопасное расстояние от линии соприкосновения.

Ну и как известно, по каким-то причинам мы воздерживаемся от ударов по железнодорожной инфраструктуре, что делает нахождение систем ПВО противника на железной дороге гарантированно безопасным.

И главное. Зенитно-ракетный комплекс на железнодорожной платформе уже находится в боеготовом состоянии. В таком положении его можно максимально близко пододвинуть к российской границе, и даже если состав будет обнаружен российскими средствами разведки, не факт, что он вызовет подозрение как боевая единица.

Собственно, таким "рецептом" украинские "кулинары" воспользовались ещё в мае прошлого года. Тогда в небе над Брянской областью было потеряно несколько летательных аппаратов ВВС России. Коварство противника не оказалось безнаказанным, и под удар возмездия российских "Кинжалов" попал комплекс "Пэтриот", базировавшийся в украинской столице. Мы об этом тогда писали. Вот только это был не тот комплекс, что наносил удар по российской территории.

После этой потери западные спонсоры Украины решили отказаться от практики размещения систем ПВО в железнодорожных составах. Ну или, по крайней мере, не пользовались таким прикрытием для нанесения ударов по российской авиации.

Но осенью ситуация на линии соприкосновения изменилась. Тогда Минобороны РФ начало регулярно сообщать об уничтоженных украинских самолётах, причём на украинской же территории и на значительном удалении от линии соприкосновения. Что не особо прослеживалось ранее. Авиация ВСУ начала нести массовые потери. Эксперты объясняют это началом активного применения российской стороной самолётов А-50 — летающих радаров. И это подтверждается и сводками Минобороны РФ.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 представляет собой специально переоборудованный Ил-76, который благодаря своему радиолокационному комплексу, способен обнаруживать широкий спектр целей, прежде всего воздушных на удалении до 600 километров, и давать целеуказание нашим истребителям на перехват.

Естественно, что А-50 стал главной целью, главным объектом охоты для украинской авиации и ПВО. И вот две недели назад, 14 января, в Telegram-каналах российских военкоров прошла информация о потере российскими ВВС самолёта А-50. Причём поражение самолёта произошло на достаточном удалении от линии соприкосновения. Такое поражение могло произойти только ракетами "воздух-воздух" украинской авиации или средствами ПВО, причём на подозрение сразу попал ЗРК "Пэтриот", ибо только он мог на пределе своей дальности достать российский А-50.

Минобороны РФ это событие никак до сих пор не комментировало. Зато прокомментировал украинский пропагандист Арестович*. Он намекнул, что знает, какими средствами был сбит самолёт, но не будет этого говорить.

Что скрывает Арестович*? Может, это уже был F-16, который давно ждут на Украине, но он всё никак не появится. Но тогда его обнаружил бы и сам А-50. И, пожалуй, эту версию можно отбросить.

Против версии, что это был американский "Пэтриот" звучит следующая логика: зенитно-ракетный комплекс нужно было подтянуть максимально близко к линии боевого соприкосновения, где он мог быть легко обнаружен нашими средствами разведки.

Но приверженцы этой версии не представляют, насколько изворотливым и хитрым может быть враг. Что если ЗРК "Пэтриот" действительно перемещался в железнодорожном составе. Времени на развёртывание ему не требовалось. Маршрут полёта нашего А-50 был предсказуем. К назначенному времени был сделан необходимый расчёт на пуск ракет. Прибытие на позицию к моменту наибольшего приближения нашего самолёта к линии соприкосновения, ожидание несколько минут, выстрел и немедленный уход.

Это не те штатные полчаса, которые в обычных условиях требуются сначала на развёртывание, а потом те же полчаса на сворачивание. Тут уже другие возможности, другая мобильность. Версия вполне рабочая.

И в этом смысле ещё более простой версией может оказаться случай под Белгородом. Железнодорожный состав с комплексом "Пэтриот" мог перемещаться в районе российской границы в режиме свободной охоты, мониторить воздушное пространство над ближайшими районами России и быть в готовности ударить по любой воздушной цели.

Причём передвижение этого поезда могло быть засекречено и от местного украинского военного командования, которое хотя и знало о прилёте российского Ил-76, но не оповестило расчёт комплекса "Пэтриот" по стандартной процедуре. Такая ситуация вполне могла бы быть. И по первой реакции украинских СМИ на это и похоже.

И пусть это не покажется некоторым обелением украинского руководства. Тем более, что им это особо не поможет. Оно и так уже запачкалось настолько, что мало кто верит в техническую ошибку или несогласованность действий.

В любом случае скоро российские эксперты должны ответить на этот вопрос, и тогда истина восторжествует. А нам в очередной раз нужно делать организационно-технические выводы и менять привычные схемы действий.

*- Росфинмониторинг 11.05.2022 г. внёс украинского военного аналитика в российский реестр террористов и экстремистов.

Видео падения самолета в Белгородской области
Автор Андрей Николаев
Андрей Николаев — военный историк, публицист, автор Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Обсудить