Кому были нужны диссиденты в СССР?

В перестроечное время и особенно после августа 1991 года российские СМИ стали уделять повышенное внимание проблеме диссидентов. Охотно предоставляли полосы газет и телевизионный экран тем, кто, по мнению демократов, в застойные годы боролся за право открыто выражать свое мнение о политических событиях в СССР и за его пределами. Но почему — то мало, какое из изданий, выходящих в России или за рубежом, готово было предоставить слово тем работникам КГБ СССР или ФСБ России, которые отслеживали, как и кто из спецслужб стран Запада и США поддерживал диссидентов, недовольных порядком, что существовал в СССР на протяжении семидесяти лет.

Сегодня с нашими читателями своими знаниями о том, кто стоял за спиной Сахарова, Медведева, Щаранского и прочих недовольных делится подполковник запаса Седьмого Управления наружного наблюдения КГБ СССР, а затем ФСБ России, Чудинов Владимир Васильевич.

- Владимир Васильевич, не могли бы Вы в начале нашей беседы рассказать вкратце о том, как шла работа западных кругов с известными диссидентами и правозащитниками СССР и под какой "из крыш" вели с ними работу представители западных спецслужб? И чем занимался отдел Седьмого Управления наружного наблюдения КГБ СССР, где Вы служили на должности зам. начальника отдела?

Я проработал двадцать семь лет в Комитете Государственной Безопасности СССР в отделе Седьмого Управления данной спецслужбы, который вел работу на канале западных средств массовой информации. В этот канал входили различные телекомпании, журналы и газеты, представители которых вели свою не всегда честную работу в СССР. Эти представители западных, а так же СМИ США, что попали в поле зрения того отдела, где я работал, аккредитовавшись в Управлении Информации МИДА СССР, жили в Москве по два, а то и по три года, начинали свою активную работу.

Сначала они получали из рук своих спецслужб источники информации диссидентских кругов. В этот круг, как правило, входили граждане СССР, которых по разным причинам не устраивал тот строй, что существовал у нас в стране. И которым не нравилась политика СССР, проводимая им и на международной арене и внутри страны. Эти, так называемые, источники передавались по цепи от одного к другому корреспонденту западных, а так же американских СМИ, "под крышей" которых зачастую действовали представители спецслужб стран НАТО и США. Их встречи с диссидентами имели весьма частый характер. И они, в основном, получали от своих источников информации сведения, которые касались изменения в руководстве нашей страны. Такую, действительно, ценную информации они получали от Роя Медведева.

Для критики внешней и внутренней политики СССР был использован Андрей Сахаров, который, как мы с Вами помним, осудил ввод наших войск в Афганистан. Когда же он стал народным депутатом России, осуждал наведение порядка при помощи армии в южных республиках СССР — Азербайджане и Армении. Сахаров это делал в своих статьях и выступлениях с трибуны съезда. По вопросам еврейской эмиграции ими был использован Анатолий Щаранский. И всем тем, кого я перечислил, так называемые, представители западных и американских СМИ платили деньги.

Между прочим, Анатолий Щаранский в последствии был осужден за проведение шпионской деятельности в пользу США. И судебный процесс над Анатолием отразил его шпионскую деятельность на территории СССР. Ведь он был агентом РУМО — Разведывательного Управления Министерства Обороны Соединенных Штатов Америки. И эта спецслужба США использовала его для активного выезда из нашей страны лиц еврейской национальности, которые были секретоносителями, а значит, занимали важнейшие посты в научных сферах СССР. И выезд их, по замыслу РУМО, должен был состояться не в Израиль, а в США, где они, как мы знаем, достигли больших высот. И сейчас, работают, повышая научно — военный потенциал США.

Так же представители этих западных СМИ провоцировали тему национального вопроса в СССР. Для этого они поддерживали, причем финансово, а не только идеологически, представителей таких наций, как крымские татары, а так же немцев, живущих в Кабардино-Балкарии в городе Прохладном, у которых были проблемы с выездом из СССР. Встречи активного характера с теми, кому было отказано в выезде из СССР в ФРГ, из Казахской ССР, проводили немецкие СМИ. Преподносили же они эту проблему своих гонимых соотечественников под нужным им ракурсом. И в создании таких ситуаций была во многом виновата близорукая политика, проводимая тогдашним руководством СССР, которое запрещало добровольный выезд людей за рубеж. Провоцируя подобные ситуации, нашу Родину, в связи с тем, что я вам рассказал, стали именовать империей зла.

Так же активную их помощь получали разные бездари из мира искусства. К примеру, художники абстракционисты, которые в большинстве своем, если быть честными до конца, были людьми с психическими отклонениями. Данные художники получали от представителей западных, якобы СМИ, за свои "шедевры" большие деньги. Но естественно, что эти любители авангардного искусства платили им не из собственного кармана, а из того, что выделялось правительствами их стран на разведывательные, а проще говоря, на подрывные цели. Кстати, многое, что покупалось у авангардистов, потом попадало на помойки как стран Запада, так и СССР, а не выставлялось в лучших выставочных залах и музеях столиц Франции, Англии, ФРГ и США, как было обещано теми, кто в обмен за антисоветскую деятельность платил полуненормальным деятелям искусства большие деньги за их мазню. Так же очень активно они поддерживали молодежь, которую тянуло к такому направлению в музыке, как Рок, который тогда в нашей стране был запрещен.

Во время встреч со своими зарубежными покровителями эти деятели новой рок культуры получали от них подачки в виде ширпотреба — иностранных сигарет, одежды и продуктов питания иностранного производства, виски и тому подобное. В круг таких представителей современной рок музыки входили Виктор Цой, старший Пресняков и другие. Встречи, о которых я вам рассказал, проходили не только в людных местах, где, как полагали агенты западных спецслужб из-за большого скопления народа, работникам наружного наблюдения Управления КГБ СССР трудно было их зафиксировать, но и на квартирах музыкантов.

Тех, кто из агентов ЦРУ и западных спецслужб занимался идеологической войной против СССР, интересовали писатели. Например, именно они подвинули к мысли о выезде из СССР такого писателя, как Войнович. Именно они помогли подойти к мысли об отъезде такому видному деятелю советской эмиграции, как известному барду Галичу. В дальнейшем выступавшему и ведущему свою передачу на радиостанции "Свобода", штаб — квартиры которой находились в Мюнхене и Париже. Передачи назывались "Галич у микрофона". Именно с их подачи на этой и других радиостанциях оказалось много деятелей, в свое время эмигрировавших из СССР. Кстати, тот же Щаранский, о котором у нас с вами речь шла выше, тоже был там частым гостем. И давайте задумаемся, на какие деньги шла работа столь дорогого удовольствия, как радиостанция, имеющая несколько штаб — квартир, большой штат сотрудников, а самое главное эфир в самое лучшее, а, следовательно, дорогое время? Уже не для кого не секрет, что деньги радиостанции "Свобода" выделяет конгресс США.

Мне, Владимир Васильевич, на заре моей журналисткой деятельности удалось встретиться с дочерью упомянутого вами Александра Гинзбурга-Галича. И когда я спросил у нее о том, на сколько ее отец был свободен, оказавшись на радиостанции "Свобода", то она не отрицала строгую цензуру со стороны штатных аналитиков из ЦРУ, которые строго контролировали не только тексты и содержание передач ее отца. Контролировали они подчас и личную жизнь тех сотрудников "Свободы", кто вызывал у них хотя бы малейшее подозрение!

А иначе и быть не могло, попробуйте в свободном мире кусать кормящую руку, быстро без еды останетесь.

Простите, но я бы хотел спросить Вас о том, почему использовалась спецслужбами стран Запада "крыша" журналистов. Ведь Вы сами упомянули о журналистском прикрытии их агентов?

Журналистское прикрытие работники спецслужб Запада использовали очень активно по той причине, что журналист имел более широкий круг общения, чем дипломат. Дипломату было запрещено встречаться в городе с целым кругом лиц, не имея на встречу с ними разрешения. А у журналиста более широкий круг общения, чем у любого сотрудника посольства.

И заметьте, что в полной мере контролировать всех журналистов, имевших аккредитацию, хотя бы в Москве, не одно управление КГБ не могло из — за их многочисленности. Попробуйте уследить за всеми сразу. Это какой же нужен штат и Второму Главному управлению КГБ ССС — контрразведке, и Пятому управлению КГБ СССР — идеологическому, а какой же был тогда нужен штат нашему Седьмому Управлению КГБ СССР — наружного наблюдения? Ведь мы выполняли те задания, что нам выписывало руководство всех этих главков Комитета Государственной Безопасности.

И мы, кстати, вели наблюдение только за теми, о ком была стопроцентная уверенность в их причастности или к агентуре каких-то западных спецслужб, или к спецслужбам США или кого-то из их союзников. Это, кстати, касается и граждан бывшего СССР. Невозможно было следить за каждым гражданином нашей страны, не физически, не технически, иначе бы на территории СССР вообще не было бы не диссидентов, не тех, кто их поддерживал.

Простите, а как же тогда Ваши коллеги из Второго Главного управления КГБ СССР могли знать, кто из журналистов США является штатным сотрудником Центрального Разведывательного Управления и, работая на территории СССР, использует прикрытие журналиста? Видимо Вам помогало Первое Главное управление КГБ СССР — Разведка?

Да, Вы совершенно правы, ведь тогда и разведка, и контрразведка работали в одной системе Государственной безопасности. И та информация, что поступала от агентуры Первого Главного управления КГБ, которое занималось разведывательной деятельностью за рубежом, изучалась уже здесь в СССР. Второе Главное управление КГБ СССР, занимавшееся вопросами контрразведки — работой против разведок стран Запада и главного нашего тогдашнего противника ЦРУ США, сосредотачивало свое внимание на определенном объекте из большого числа журналистов, как в нашем случае. И его уже начинали разрабатывать, в том числе и при помощи нашего Седьмого Управления КГБ СССР — наружного наблюдения. Устанавливали его контакты, как — то, с кем из числа диссидентов он встречается, и как он собирается его использовать в своей подрывной работе, направленной против СССР.

Продолжение следует

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить