Ингушетия: дележ власти на фоне раненого президента

Крайне неоднозначная ситуация сложилась вокруг власти в Ингушетии после покушения на президента республики Юнус-Бека Евкурова. Экс-президент Руслан Аушев заявил, что готов на время взять на себя обязанности регионального главы – если его попросят. И просьба не заставила себя ждать: лидер ингушской оппозиции Магомед Хазбиев заявил, что чрезвычайный съезд ингушского народа, который созывает оппозиция, собирается просить Москву временно назначить главой Ингушетии Аушева. Кроме чисто этических вопросов борьбы за власть в то время, как действующий глава республики находится в больнице с ранениями после теракта, такая поспешность наводит местных жителей и на более серьезные размышления.

Оппозиционную идею проведения чрезвычайного съезда ингушского народа раскритиковал исполняющий обязанности президента республики Рашид Гайсанов. В четверг он выступил категорически против проведения такого съезда в период временного отсутствия главы республики Юнус-Бека Евкурова.

«Решение о проведении съезда народа Ингушетии согласно Конституции принимает президент», - заявил он. - «Документ о проведении съезда я не подписывал, и такого съезда в Ингушетии не будет». «Мягко говоря, неэтично в период временного отсутствия главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова проводить такой съезд, заявлять о необходимости его проведения», - подчеркнул Гайсанов.

В свою очередь советник президента Ингушетии Муса Плиев на пресс-конференции в «Интерфаксе» подчеркнул, что «вопрос о возможности временного возложения обязанностей главы республики на Руслана Аушева не стоит». Его неожиданно поддержала правозащитница Людмила Алексеева, которая прямо заявила: «Люди хотят, чтобы был Евкуров».

По словам глава Московской Хельсинской группы, народ Ингушетии склоняется к тому, что за покушением на Юнус-Бека Евкурова стоят коррупционеры. Именно с масштабной борьбы с коррупцией начал свою деятельность в республике президент.

Настораживает, однако, поспешность, с которой сразу после покушения предложил свою кандидатуру Руслан Аушев, а также «мгновенная» инициатива ингушской оппозиции в ее поддержку. Никакими морально-нравственными нормами невозможно объяснить эту борьбу за власть в то время, как получивший ранения глава республики находится в больнице. Не удивительно поэтому, что в республике ходят самые разные слухи.

Сам Руслан Аушев имеет весьма неоднозначную репутацию. СМИ отмечают, что во время его президентства в Ингушетии процветала коррупция, торговля людьми, а чеченские боевики чувствовали себя как дома. «Только с 1997 по 1999 год в «мирной» Ингушетии было похищено более 600 человек. Об этом в свое время рассказывал редактор сайта «Ингушетия.ру» Магомед Евлоев, который в те годы работал в органах местной прокуратуры», - пишет в этой связи журнал «Собеседник».

«Есть много свидетельств того, что во время чеченской войны боевики имели возможность отдохнуть на территории Ингушетии и вообще чувствовали себя в республике очень комфортно, - приводит издание слова директора Фонда исследований проблем демократии Максима Григорьева. - Ингушский лагерь беженцев давал массу возможностей передохнуть – от питания до лечения – сотням боевиков. Статусом беженцев в Ингушетии любили прикрываться «гвардейцы» полевого командира Руслана Гелаева, приближенные Басаева и Хаттаба».

Уже после отставки Аушева в 2002 году ФСБ обнаружила в окрестностях Назрани дом, принадлежавший Аслану Масхадову, рассказывает журнал. Особняк площадью около 400 кв. м был расположен неподалеку от резиденции Руслана Аушева. «Многие факты подтвердили, что бандиты получали поддержку с территории Ингушетии, – писал в своих мемуарах генерал Геннадий Трошев. – На это же указывали и радиоперехваты переговоров боевиков». Дело дошло до того, что 11 мая 2000 года было совершено открытое нападение на колонну внутренних войск уже в самой Ингушетии. В результате атаки погибли 19 военно-служащих, но от Аушева тогда мы услышали лишь очередные призывы к выводу войск».

«Впрочем, - отмечает Интернет-издание «Агентство федеральных расследований» (flb.ru), -  картина «мирной Ингушетии при Аушеве» будет совсем не полной, если не заглянуть в свободную экономическую зону «Ингушетия», проще говоря, в тамошний оффшор, по количеству афер конкурировавший разве что со своим аналогом в Калмыкии. В том, что при Аушеве благая затея быстро превратилась в «черную дыру» - ни для кого давно не секрет. Налоговые аферы – сущая мелочь, поскольку деньги в этой «экономической зоне» просто таки испарялись. К примеру, из федеральных траншей, выделенных бедной Ингушетии,

Ингушетия: дележ власти на фоне раненого президента
Ингушетия: дележ власти на фоне раненого президента
было возвращено в федеральный бюджет всего лишь 124,4 млн. руб., а 1 миллиард 80 миллионов – ушли куда-то «в горы».

На этом фоне инициативы экс-президента выглядят еще более странно. В самой Ингушетии, как пишут в блогах, ходят тревожные слухи. «Народная логика проста», - говорится в одной из таких интернет-записей. – «Евкуров еще в сознание не пришел, а Аушев уже себя в президенты предлагает».

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Обсудить