8 августа 2000 года в Москве был совершен террористический акт. Адская машина взорвалась в подземном переходе под Пушкинской площадью, погибли 13 человек, 61 человек попал в больницу. До сих пор ни задержанных, ни обвиняемых по этому делу нет
Бомба состояла из двух частей. В одной из сумок, которую оставили на месте взрыва, находился тротил или селитро-магниевая смесь. В другую сумку террористы поместили десятилитровую канистру с легковоспламеняющейся горючей смесью. Эксперты отмечают, что способ и место закладки взрывного устройства выбрали высококлассные профессионалы, прошедшие специальную подготовку. Устройство было установлено на пересечении трех тоннелей, ведущих к магазину "Армения", галерее "Актер" и комбинату "Известия".
Так как взрыв был не направленным, а имел объемный характер, то сразу после него возникла сплошная стена огня, а сквозняк в переходе практически мгновенно увеличил площадь пожара.
В первую очередь, учитывая, что взрыв прогремел меньше чем через год после терактов сентября 1999 года в жилых дома, спецслужбы начали искать чеченский след (тем более что один из предполагаемых террористов по показаниям свидетелей был похож на кавказца). Были составлены фотороботы подозреваемых, и даже объявлены в розыск несколько конкретных человек. Двоих, правда, объявили в розыск по ошибке, но, как говорится, лес рубят, щепки летят.
В частности, штаб по расследованию преступления объявил в розыск неких Бикманова и Куликова, распространив по всем правоохранительным органам фотороботы. Впоследствии выяснилось, что милиция, ФСБ и прокуратура ищут не террористов, а свидетелей, с помощью которых были составлены фотороботы подозреваемых. В день, когда произошел теракт, Николай Бикманов и Евгений Куликов, сотрудники ЧОП "Блок-94", дежурили в редакции газеты "Известия", которая расположена на Пушкинской, и видели двух человек, показавшихся им подозрительными. Со слов охранников было составлено описание возможных злоумышленников, а фамилии свидетелей подписаны под ним, чтобы потом вызвать их на опознание. При размножении фотороботов допустили ошибку: фамилии свидетелей забыли, и они оказались в розыске. Никто из сотрудников милиции, ФСБ и прокуратуры не принес им извинений и не объяснил, по чьей вине их поставили на одну доску с Хаттабом и Басаевым.
Однако, "чеченская версия" в конце концов, осталась версией. Оперативники даже смогли найти почти всех объявленных в розыск, но эти люди именно к теракте в переходе, как оказалось, отношения не имели, хотя и были осуждены за хранения оружия и взрывчатки.
Уже спустя некоторое время после трагедии сотрудники УБЭП, как тогда казалось, нащупали, наконец, верный след. По их сведениям, теракт мог стать результатом борьбы между участниками аукциона по продаже торговых мест в переходе. Пушкинская площадь в этом смысле одно из самых прибыльных мест — только один киоск, как говорили сыщики, там приносит до 100 тыс. долларов в месяц. Однако, установить, что теракт связан именно с борьбой торговцев, следователям тоже не удалось.
На данный момент спецслужбы лишь могут привести статистику — что в ходе расследования теракта на Пушкинской площади на причастность к нему были проверены 6348 предприятий, более 6 тысяч конкретных лиц, допрошено 300 свидетелей и потерпевших, проведено 100 экспертиз и по выявленным, не связанным со взрывам преступлениям, возбуждено 14 отдельных уголовных дел. Все, тупик.