Трагедия погибшей подлодки «К-159»: «Это вам не «Курск»…

Всего через несколько дней после гибели атомной подлодки "К-159" "ПРАВДА.Ру" первой из российских СМИ выступила на эту тему. Тогда мы писали больше о, так сказать, "технических" аспектах аварии. Сегодня речь пойдет не о технике, а о людях. В первую очередь — о членах семей погибших подводников. Им говорят: "Да отстаньте вы со своими проблемами. "К-159" - это вам не "Курск"...

Комдив
Следственная группа Главной военной прокуратуры продолжает расследовать причины и обстоятельства гибели атомной подводной лодки К-159, затонувшей в конце августа в Баренцевом море во время буксировки к месту плановой утилизации. Единственным обвиняемым по данному уголовному делу остается руководивший буксировкой капитан второго ранга Сергей Жемчужнов, бывший заместитель командира дивизиона отстойных атомных подводных лодок из гарнизона Северного флота Островной. Он был отстранен от должности сразу после возбуждения уголовного дела. Ему было предъявлено обвинение в нарушении правил кораблевождения, приведшем к катастрофе К-159 и гибели девяти членов ее экипажа. Следствие взяло с него подписку о невыезде, а командование Северного флота приняло решение о его увольнении. "Коммерсант" опубликовал интервью с репрессированным комдивом. Сейчас Жемчужнов проходит обязательную перед увольнением военно-врачебную комиссию в североморском военно-морском госпитале. По его словам, план-график на переход отстойных подводных лодок Иоканьгского района базирования на утилизацию был утвержден командующим Северного флота весной 2003 года. В соответствии с ним за летнюю навигацию с апреля по октябрь нужно были перегнать из Островного 16 АПЛ, выведенных из боевого состава флота. К-159 стала тринадцатой лодкой, которую переводили из Островного к месту утилизации. С чем были связаны такие темпы? Ведь лодки стояли в Островном по 15-20 лет. Почему вдруг было решено срочно перевести их на судоремонтные заводы? По мнению Жемчужного, здесь были замешаны немалые деньги, выделенные на утилизацию. Эти деньги требовалось как можно быстрее освоить, отрапортовав в Москву об очистке баз Северного флота от "ядерного мусора".

Понтоны
Как следует из публикации в "Коммерсанте", устройства, с помощью которых понтоны крепились к К-159, были приварены на проржавевший корпус, прочность которого в некоторых местах была сопоставима с прочностью обыкновенной фольги. Кроме того, понтоны-двухсоттонники (ССП-200), поддерживавшие лодку, были не буксировочными, а судоподъемными и, кроме того, очень старыми — постройки 40-х годов. Они постоянно травили воздух, и, чтобы поддерживать заданную плавучесть субмарины, экипажу К-159 предлагалось каждые пять часов поддувать понтоны. Для этого на лодке была установлена специальная поддувочная колонка, шланги от которой тянулись к каждому из четырех понтонов. Причем носовой понтон правого борта вообще выглядел хлипким, его требовалось поддувать еще чаще. Конструкция, созданная из таких деталей, вряд ли может считаться надежной. Проект буксировки разрабатывал один военный НИИ — его представители теперь участвуют в расследовании уголовного дела в качестве экспертов. Командование дивизиона в обсуждении проекта участия не принимало. Моряков поставили перед фактом: вы должны тащить лодку таким-то и таким-то способом. Хотя, если бы их спросили, они могли бы рассказать, что эта схема, мягко говоря, полная лажа... В сентябре прошлого года буксировали на понтонах из Островного на СРЗ "Нерпа" атомную подводную лодку К-21. У входа в Кольский залив (на том же месте, где и у К-159!) внезапно оторвалась кормовая пара понтонов. А никакого шторма тогда и в помине не было. Но лодка все-таки дошла тогда до пункта назначения, поэтому с тем "отрывом" никто и разбираться не стал. Пришел черед К-159...

Живучесть
Но еще один неожиданный ракурс приобрело расследование причин гибели атомной подлодки "К-159": флотские специалисты начали задумываться над вопросом — зачем командованию флота вообще понадобилось использовать понтоны для буксировки "К-159", когда вместо весьма небезопасного "понтонирования" в Гремихе давно используется отработанная, недорогая и надежная технология поддержания плавучести подводных лодок? Для поддержания безопасного для буксировки запаса плавучести в цистерны главного балласта старых атомных подлодок был закачан вспененный полистирол. Технология заполнения ЦГБ легким полистиролом давно отработана на флоте, с 1995 года внедрением технологий обеспечения живучести старых АПЛ занимается северодвинское предприятие "Северный рейд". Это же предприятие производит и эксплуатирует установки для производства вспененного полистирола. Уже не секрет, что одновременно с буксировкой "К-159" из Гремихи была начата буксировка атомной подводной лодки "К-370". Однако эта АПЛ благополучно прибыла к месту назначения. Буксировка этой подлодки осуществлялась без понтонов и была завершена 4 сентября. Сейчас "К-370" находится на акватории 10-го судоремонтного завода в Полярном (Мурманская область). Кстати, по имеющейся информации, два из понтонов, использовавшихся при той трагической буксировке, чуть было не затонули сами — они начали заполняться водой.

Семьи
В случившемся подследственный комдив Жемчужный винит прежде всего самого себя. "Возможно, кому-то это покажется странным, но родственники членов экипажа К-159 в большинстве своем отнеслись ко мне очень тепло и оказали большую поддержку. Так же, как и жители Островного, которые помогают мне пережить свалившиеся невзгоды. Но, если уж говорить о чисто человеческой стороне, сам я, конечно, буду всегда винить себя за то, что не смог спасти ребят". С женой погибшего командира "К-159" встретился Игорь Опимах, журналист информационного партнера ПРАВДЫ.Ру из Полярного, сайта КСФ.Ру и "Северной субботней газеты". Валентина Лаппа, жена погибшего командира погибшей подлодки "К-159" капитана 2 ранга Сергея Лаппа, не называет себя вдовой... Главный вывод, который можно сделать из его встречи: семьи погибших подводников АПЛ "К-159" хотят узнать от флотского командования и правительства правду об истинных причинах трагедии. "Здесь, в Гремихе, я осталась за старшую..., — рассказала Валентина Алексеевна, — Все наши — семьи погибших — собираются у меня... Мы ждем. Мы ждем, что флотское командование расскажет правду о гибели наших мужей и сыновей. Ведь уже скоро два месяца пройдет, как случилась эта беда..." Почти все семьи погибших подводников остались в Гремихе. Но до сих пор ни командование Йоканьгского района базирования, ни штаб флота так и не дали ответов на многочисленные вопросы жен и родителей погибших. Простая мысль о том, что этим людям в такие дни необходима психологическая помощь, почему-то ни у кого из должностных лиц не возникла. "Нам объясняют, что на флоте сейчас кадровая неразбериха и все чего-то ждут". Жены подводников требуют честно и громко сказать, что их мужья погибли, выполняя до конца свой долг. "Первое время нам приходилось слышать недвусмысленные предположения о том, что в трагедии виноват сам экипаж. Пусть скажут честно, кто приказал отправить экипаж на мертвой лодке, без спасательных средств. Ведь даже когда наконец-то было приказано покинуть корабль, им оставалось прыгать между корпусом и понтонами... Так и погибло двое наших, их просто раздавило", — рассказывает Валентина Алексеевна. И продолжает: "Как можно не спасти за семь часов корабль чуть ли не в центре Кольского залива? Почему две лодки сопровождал только один буксир? Почему буксировку начали, зная что будет шторм? Почему во время маршрута не было предусмотренных якорных стоянок?" Вопросов много. Ответов нет... Валентина Алексеевна рассказала, в каких семьях погибших сколько осталось детей — двое, трое... "Кому они сейчас нужны? Как им жить дальше?.." Нет ответов... "Нам сказали, что мол, это не "Курск". С каких это пор подводников стали делить по сортам — высший, низший?! Когда я слышу слова: "Это не "Курск", все переворачивается в моей душе..."

Обращение
Не достучавшись до флотского командования, друзья погибших моряков с "К-159" открыли специальный сайт в Интернете, на котором размещены материалы об экипаже. о семьях, о самой лодке — www.k-159.narod.ru . Благо, сейчас открыть любительский сайт очень просто. И вот что больше всего "цепляет" на этом сайте: берущее за душу обращение семей погибших членов экипажа. Думаю, комментарии к нему излишни...

ПИСЬМО — ОБРАЩЕНИЕ
Наши семьи до сиз пор не могут оправиться от шока. Как могло случиться, что возле столицы Северного флота, с мощной береговой базой, тонет подводная лодка с экипажем на борту, и ничего не предпринято для спасения людей? Почему наши мужья, в неуправляемом корпусе, были подвергнуты изощренной пытке — холодом, темнотой, качкой, затоплением? Чем объяснить приказ о необходимости их нахождения там? Для обнаружения течи? И вот течь обнаружена, и что дальше? Боритесь за живучесть голыми руками и тоните! На лодке из всех признаков цивилизации только атомный реактор, нет ни элементарных человеческих условий, ни надежной связи, ни средств спасения. В каком веке мы живем? Сколько кораблей на флоте имеют такой же почтенный возраст? Ведь завтра их, возможно, тоже ждет такая же "утилизация". Когда я слышу слова: "Это не Курск", все переворачивается в моей душе, как военнослужащие, погибшие кто мгновенно, кто в мучениях, окончившие одни и те же училища, имеющие одинаковую продолжительность военной службы, могут иметь разную сортность? Для нескольких поколений девяти наших семей жизнь остановилась. Каждый день в глазах детей, жен, родителей я вижу один вопрос: "Ради чего погибли наши молодые, здоровые родные, отдавшие флоту лучшие годы своей жизни, служившие вместе со своими семьями в тяжелых климатических условиях там, где приказала им Родина"...

Жена командира АПЛ "К-159" Валентина Алексеевна ЛАППА

В распоряжении "ПРАВДЫ.Ру" оказались уникальные снимки, сделанные всего за несколько суток до гибели "К-159" - их нам передали ребята с сайта КСФ.Ру. Скоро почти все эти подводники просто погибнут вместе со своим кораблем...

Обсудить