Устраняя потенциальных конкурентов, главком позабыл о флоте
Признанный лучшим по итогам боевой подготовки в 2003 году тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота "Петр Великий" выведен из состава сил постоянной боевой готовности. Ближайшие два месяца корабль проведет у причальной стенки, а его экипаж лишится трети своего денежного довольствия — так называемых морских выплат. Это решение без объяснения причин принял главком Военно-морского флота адмирал Владимир Куроедов.
"Для нас это настоящий шок, — заявили в штабе Северного флота. — Корабль не вылезал из морей с декабря прошлого года. По итогам проходившей в январе — феврале этого года стратегической командно-штабной тренировки Вооруженных сил, за ходом которой следил лично президент Владимир Путин, крейсер получил оценку "отлично", а его командиру Владимиру Касатонову присвоено звание контр-адмирала, замечают Грани.ру.
Теперь же получается, что нам ставят два балла, и чтобы исправить ситуацию, экипаж крейсера вынужден будет заново пройти курс учебно-боевой подготовки за январь — март 2004 года". Главком ВМФ Владимир Куроедов наблюдал за действиями команды крейсера во время учений "Безопасность-2004", проходивших с 10 по 18 февраля. Тогда "Петр Великий" отражал воздушную атаку условного противника, в Баренцевом море были сорваны учебно-боевые пуски баллистических ракет с атомных подлодок "Новомосковск" и "Карелия". "По всей видимости, именно тогда Куроедов усмотрел в действиях команды неполное соответствие стандартам боевой подготовки", — сказал источник в штабе. За учениями наблюдал президент Владимир Путин, который распорядился создать межведомственную комиссию и установить причины срыва пусков.
Как удалось узнать "Известиям", конфликт вокруг крейсера и его экипажа возник далеко не на почве боевой подготовки и боеготовности корабля. По словам источника газеты в штабе флота, причиной наказания корабля, а точнее его командира контр-адмирала Владимира Касатонова, стал поступок его дяди адмирала Игоря Касатонова — бывшего заместителя главкома ВМФ, приглашенного в качестве эксперта на судебные слушания по делу затопления выведенной из состава флота атомной подводной лодки К-159. Говорят, что выступление Игоря Касатонова в североморском суде очень не понравилось нынешнему главкому ВМФ Владимиру Куроедову, так как фактически опровергло его версию о причинах затопления АПЛ и тем самым оправдало действия в той ситуации командующего флотом вице-адмирала Геннадия Сучкова.
Сучков был назначен на должность командующего Северным флотом не без личного участия Куроедова — считался его человеком. Однако после гибели К-159 Куроедов фактически был вынужден его "сдать". Впрочем, есть и другая версия (ее выдвинул "Ъ"), Куроедов увидел в Сучкове угрозу. В свое время именно адмиралу Сучкову прочили должность главкома. И если "Петр Великий", в бытность господина Сучкова командующим СФ признанный лучшим кораблем флота, оказывается среди отстающих, то это бросает тень и на самого адмирала Сучкова.
Эта версия косвенно подтверждается и другим "кадровым скандалом". В 2002 году из вооруженных сил был уволен другой перспективный адмирал — 52-летний командующий Черноморским флотом Владимир Комоедов. Главком Куроедов отстранил его от должности на основании решения медкомиссии, признавшей адмирала Комоедова ограниченно годным к военной службе. Господин Комоедов попытался обжаловать решение главкома в суде, но президент Владимир Путин не потерпел "бунта на корабле" и своим указом уволил командующего ЧФ. Тогда в окружении адмирала Куроедова говорили, что таким образом главком ВМФ устранил опасного претендента на пост главкома.
Аппаратные интриги отодвинули на второй план проблемы флота. Безнадзорное дитя напомнило о себе двумя катастрофами ("Курск" и К-159), а также неудачными пусками морских стратегических ракет РСМ-54 с борта АПЛ "Новомосковск" и "Карелия" на глазах у президента в ходе стратегической командно-штабной тренировки. Как говорят эксперты, по существующей в армии и на флоте системе ни одно из этих событий не могло произойти без ведома Владимира Куроедова. Тем не менее, каждый раз ему удавалось уйти от прямой ответственности. Похоже, лимит везения исчерпан.