Побежденным себя не считаю…

Бывший командир советской АПЛ убежден: "холодную войну" проиграл не флот, а бездарные политики
Капитан I ранга Юрий Николаевич Андрианов — уроженец Костромы. Сюда же он и вернулся, когда завершил свою многолетнюю и трудную эпопею подводника из 19 автономок. Однако и Северодвинск (Архангельская область), как он считает, стал для него родным — уж очень много связывало его с нашим городом в пору службы. Впрочем, продолжает связывать и поныне. Свой последний приезд Юрий Николаевич специально приурочил к Дню подводника, ведь в Северодвинске сегодня живут многие, с кем он ходил в океан.

- Юрий Николаевич, ваши товарищи, кто они?

- В основном подводники экипажа К-210 — моей последней атомной лодки: в Северодвинске ее утилизировали. Так что в последние годы службы мне пришлось познать самые горькие чувства для подводника, какие может вызвать у моряка разделка его корабля на металл. Из экипажа К-210 в Северодвинске сегодня живут человек двадцать... Старпом Н.К. Митрофанов, механик Н.В. Кирилюк, командиры дивизионов А.М. Стародубцев, В.Г. Зубов, А.Н. Гулов, другие офицеры, мичманы. Все мы стараемся не терять друг друга, да и вспомнить нам всегда есть о чем...

- Вот и я попрошу вас сегодня вспомнить для наших читателей. Девятнадцать автономных походов дано было совершить далеко не каждому подводнику, даже в ту пору, когда страна имела боеспособный флот, а не нынешние его обломки.

- Знаете, моя служба выпала на очень жесткое время, и всякое бывало, но сегодня у меня на сердце только доброе осталось. Обидно, правда, что все, ради чего служивые люди, и мы, подводники, в частности, себя не жалели, теперь насмарку пошло. Сейчас порой слышу, мол, мы проиграли "холодную войну". Войну не мы проиграли, а политики, которые сдали и страну, и всех нас с потрохами. Это благодаря им американцы, которых засекают в российских водах, после этого еще нагло заявляют: "Мы будем плавать, где хотим". В наше-то время они в Баренцевом море "не паслись" - там мы диктовали им условия. Так что я себя побежденным не считаю...

- Признаться, о вас среди моряков, причастных к подплаву, складываются легенды: на ракетоносцах в Северной Атлантике вы ходили много, и "супостат" вашей лодки всякий раз не мог обнаружить, а ведь не всем удавалось возвращаться с моря без "хвоста". У вас, наверное, были хорошие учителя...

- С учителями мне очень повезло. Я ракетчик, окончил 1-й факультет ВВМУПП, где нам преподавали Египко, Коновалов, Стариков, Иоселлиани... Вот ведь кто настоящие легенды! Сказать, что они Герои Советского Союза, мало, это были высочайшие личности в человеческом плане, какие всегда и надолго запоминаются. Вообще, мне и по службе на хороших командиров везло. Сергей Флорианович Бекетов, Аркадий Петрович Михайловский, Иван Никитич Литвинов... Или вот Лев Алексеевич Матушкин, который 31-й дивизией командовал, его, кстати, в Северодвинске сотни моряков знают. Как он за своих командиров лодок стоял! Особенно если на них политотдел по какой-либо причине "наезжал"... Еще нужно вспомнить добрым словом Александра Александровича Петелина, его любовно прозывали Сан Саныч. Потомственный моряк (это его отец Александр Иванович в шестидесятые был первым заместителем комфлота на Севере), офицер, интеллигент, всегда выдержанный и очень человечный. Нас, командиров, он, прежде всего, учил самостоятельности и вмешивался только в самом крайнем случае. В трудных же ситуациях он, как и Матушкин, всегда поддерживал и защищал. Жаль, вырасти ему не дали — съел-таки его политотдел, а ведь флот в лице Петелина потерял прекрасного командующего флотилией — это как минимум. Моряки его помнят и уважают до сих пор.

- Читателям, думаю, интересно узнать такую деталь из вашей командирской биографии: под вашим началом служил ныне модный писатель Александр Покровский...

- Покровский был начхимом у меня на К-216. Что сказать о нем как о подводнике? Море он переносил очень тяжело. Как только из Кольского залива выходили, естественно, лодку начинало качать, Покровский — в лежку. А вахты ведь надо стоять. Из-за этого мой старпом Зуев, помню, с ним помучился...

- Вы его читали?

- Конечно, читал, и мне не понравилось. Уж очень много у него негатива. Вот, например, он уверяет, что по службе ему встречалось много командиров и адмиралов и все они плохие... Не знаю причин для таких его высказываний. Быть может, дело в комплексе неполноценности, что ли... Покровский ведь, если откровенно, как моряк не состоялся. А состоялся ли как писатель, не берусь судить. Одно скажу: такого засилья мата, как в его рассказах, в подплаве не было и нет. Понятно, экипажи — сугубо мужские коллективы, и на лодках специфические условия службы, но у Покровского с ненормативной лексикой явный перебор. Буду в Петербурге, если увижу его, то, конечно, об этом скажу...

- Юрий Николаевич, лучшие годы жизни отданы флоту, с ним столько связано, а Кострома — город срединной России. Наверное, тяжело было адаптироваться?

- Город и в самом деле "сухопутный", но и моряков в нем немало, бывших, отставников. У нас, к слову, даже есть то, чего нет в Северодвинске, — Морское собрание.

- Вот как! Расскажите, когда и как оно появилось.

- Десять лет назад — тяжелейшее было время — собрались мы, в общем-то, от безысходности, чтобы поддержать друг друга и чтобы встряхнуться от спячки. Собрались, все обсудили и официально зарегистрировали организацию. Так получилось, в Костроме сегодня много отставников. Есть ракетчики: здесь в свое время уникальная ракетная часть базировалась, есть служивые из других родов войск. А что много нашего брата моряка оказалось, так ведь у флота нашего корни по всей России. И Кострома много морских фамилий Отечеству дала. Например, Невельской, Куприянов, Жохов... Известные в подплаве командиры Виноградов, Смирнов. Или вот Фокин — адмирал, заместитель главкома... Во многом благодаря бескорыстной инициативе активистов наша организация живет и действует. На сегодня в собрании 105 человек. Тут и бывшие подводники, и моряки с надводных кораблей, и летчики морской авиации, никакой разницы мы не делаем. У нас даже бывшие юнги имеются... Николай Иванович Смирнов, например. Рулевой-сигнальщик североморской подлодки С-56. Он из самого первого выпуска Соловецкой школы и успел повоевать в экипаже Щедрина. Или вот Борис Александрович Норицын, который воевал на крейсерах. Кстати, каждый раз они передают со мной северодвинским "юнгашам" привет.

- День флота как празднуете?

- Сначала собираемся у мэрии и возлагаем цветы к памятной доске юнгам. Таких из Костромы на флот, между прочим, 100 человек ушло. После небольшого митинга на автобусе едем к Вечному огню и памятнику подводнику Кислинскому — нашему земляку, который на "Курске" погиб. Для костромичей это тоже святое место. Здесь же служится благодарственная литургия всем морякам... На городскую власть пожаловаться не можем: администрация нам помогает. Деньги на проведение мероприятий, хотя и небольшие, выделяет. Кстати, вскоре мы будем открывать в городе специальный памятный знак — морякам из Костромы.

- А в Северодвинск по-прежнему тянет?

- Еще как тянет! Это же для меня второй родной город. Я здесь душой отдыхаю. Всякий раз, как приезжаю, первых два дня хожу по улицам и, как правило, встречаю много знакомых... А будучи в Костроме, стараюсь следить за событиями в Северодвинске.

Олег Химаныч, "Корабельная сторона", специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить