«Неукротимость» в образе морской столицы

В деле со злополучным СКР-ом остается масса загадок. Во-первых, что это за учебная мина такая с “безоболочным зарядом с тротиловым эквивалентом 30 кг”? Помнится, большинство терактов с многочисленными жертвами осуществлялось зарядами массой на порядок ниже! Впрочем, как прозвучало в прессе, замысел организаторов был прост и незатейлив, как грабли: окатить беспечных зевак, столпившихся на набережной, чтобы поглазеть на беспримерную выучку военморов, сподобившихся возродить (после десятилетнего перерыва!) идею полновесного празднования Дня Военно-морского флота.

Что и говорить, уже за день до парада по случаю Дня ВМФ, зрелищ было хоть отбавляй. С полудня 30 июля на Английской набережной выстроилась огромная очередь для посещения кораблей Балтийского флота и учебного парусника флота итальянского “Америго Веспуччи”. Немолодой красавец постройки 1931 года порадовал чистотой и ухоженностью – верным показателем флотской организации. Сияла медь, белела отдраенная палуба, все, что положено было отлакировано и свежепокрашено. По палубе степенно фланировали в белых штанах и приталенных сюртуках члены экипажа и гардемарины военно-морской академии Ливорно, традиционно проходящие практику на этом замечательном судне. Некоторые из них были вооружены легкими автоматами, изящно накинутыми на плечо. В ходе бесед, которые вели вооруженные вахтенные с очаровательными посетительницами, конец ствола, как правило, оказывался в районе обнаженного пупка, что нисколько не смущало ни тех, ни других. Зато у прошедших школу российской воинской службы подобное обращение с оружием (если оно, конечно, не было бутафорским!) вызывало некоторое недоумение. Как, впрочем, и то, что практически повсеместно, включая рулевую рубку с четырьмя великолепными штурвалами, у которых в море несут вахту аж 8 человек, стояли огромные пепельницы - надраенные до блеска снарядные гильзы. Похоже, любят итальянцы подымить! Но в день визита лично я ни одного курящего на палубе не заметил. И тут настало время российских моряков продемонстрировать почем фунт лиха! Все началось с “непредумышленный подрыва” флагмана парада, получившего пробоину 2.5 см на три метра. Разошелся сварной шов образца середины семидесятых (СКР “Неукротимый” построен в 1977 году). А чего бы шву не разойтись, если взрыв прогремел у самого борта? По законам гидродинамики наибольшие разрушения вызывает именно неконтактный взрыв, почему для более эффективного поражения надводных кораблей на торпедах и устанавливают глубину хода, превышающую осадку цели на пару метров.

Вода, хлынувшая в машинное отделение, вызвала затопление кормовой части почти до уровня палубы. Умело заведен пластырь, и вот уже на диво все тем же зевакам разведен мост Лейтенанта Шмидта. Диковинное зрелище среди бела дня не могло остаться незамеченным, тем более что “день открытых дверей” на Английской набережной продолжался. Плотно облепленный буксирами флагман парада величественно проследовал вниз по течению Невы к стенке Северной верфи, где в течение последующей недели ему благополучно “подправили” борт. Радует одно, обошлось без человеческих жертв! То ли в отсеке отсутствовала вахта, то ли ее удалось вовремя эвакуировать, но факт остается фактом – недобрую традицию “черных августов”, сложившуюся на флоте в последние десятилетия продолжить в июле не удалось. Да и с августом, кажется, начали справляться, что и подтвердил случай с батискафом АС-28 несколькими днями позже. Дай бог навсегда!

Тем временем флагманом парада стал эсминец “Настойчивый”, а “свято место” на освободившихся после ухода “Неукротимого” бочках заняли лучшие представителя питерского яхт-клуба ВМФ: “Эдвенчер”, “Марс” и “Океан”. Причем последний телекомментатор почему-то обозвал “Штандартом”, спешно вызванным из Голландии для украшения праздника. Не исключено, что свою роль сыграл алый грот, поднятый на “Океане”. Комплект алых парусов украшает яхту с 1993 года, когда на ее борту снимался клип с участием Тани Булановой. Видимо доблестный “Штандарт” под сенью алых парусов во время празднования дня города настолько запал в душу телевизионщика, что он до сих пор находится под впечатлением… Любят эти ребята “отлить пулю”, щеголяя морскими терминами, просто душа радуется. Один “малый ракетный крейсер” в репортажах о спасении батискафа на Тихоокеанском флоте чего стоит! Лучше бы почаще заговаривали об истинной угрозе статусу Морской столицы, приобретающей все более явные очертания с оседланием питерскими властями курса на “стратегические инвестиции”. Тот же яхт-клуб ВМФ, единственный и неповторимый, не говоря уже об уникальном музейном комплексе первой советской подводной лодки “Д-2”, вот-вот станут жертвами мегапроектов городской администрации. Генеральный директор ОАО “Ленэкспо” Сергей Алексеев своим обещанием привлечь 2 млрд. долларов в проект строительства международного торгового центра в Галерной гавани уже практически добился обещания чиновников убедить военных “освободить” землю.

А уж чиновники, если почувствуют интерес, убедят кого угодно. Вот уже и Новая Голландия с незапамятных времен служившая складским комплексом ЛенВМБ передана городу, осветив напоследок окрестности таинственным пожаром – верным другом вековых недостач. Потеснить военных не грех, дай бог использовать освобожденное от них место с толком. Помнится недавняя эпопея с попыткой выселить Центральный военно-морской музей из исторического здания биржи. К счастью новоявленным биржевикам стало очевидно, что реставрация старинного здания и обновление инфраструктуры вылетит в такую копеечку, что проще воздвигнуть новое. Это и стало главным аргументом в споре, а вовсе не стенания “прогрессивной общественности” о том, что переезд грандиозного музея сродни тому же пожару. А вот в Париже аналогичная тяжба кончилась тем, что к президенту Миттерану пришел всемирно известный яхтсмен капитан 1 ранга Эрик Табарли и без обиняков заявил, что негоже великой морской державе вышвыривать свой военно-морской музей из центра столицы на окраину, даже если в здании планируется разместить экспозицию Музея Человека. Франсуа Миттеран счел этот довод вполне убедительным. Такое возможно только в великой морской державе, скажете вы, а жаль, ведь некогда в таковых ходила и Россия.

Другая напасть Северной и все еще Морской столицы – регулярные “атаки” ее мостов проходящим транспортам, интенсивность которого растет год от года. Только за последние пару лет минимум пять столкновений, а, как известно, даже вода камень точит, не то, что многотонные баржи. Так что лицо города скоро существенно изменится, помимо плавного перехода статуса Морской столицы к “порту пяти морей”, облик Петербурга станет деловым, элитным, а вскоре и глаза среднестатистического горожанина начнут существенно сужаться. В проекте “Балтийская жемчужина” стороны уже ударили по рукам. Кстати, помимо прочего, ничтоже сумняшеся, чиновники попутно отдали на заклание и крупнейший яхт-клуб Северо-Запада “Балтиец”, не оставив владельцам более чем 2000 плавсредств никаких надежд на выживание. Средства на перебазирование несколькими милями западнее им предложено изыскивать самостоятельно. Печальная судьба уготована и морским стоянкам, отсекаемым северным участком скоростной магистрали. Яхт-клубы останутся на месте, да вот только смогут ли яхты их покинуть. Чиновники обещают вознести пролеты на 30-метровую высоту. Остается им поверить, ведь в городе существует Морской совет, а его председатель – госпожа В.Матвиенко даже удостоена в честь прошедшего праздника медали Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Н.Г. за выдающиеся заслуги в решении флотских проблем. Видимо, за дело, питерским морякам, кораблестроителям да и просто жителям Морской столицы живется все интересней, а главное – веселей. А командование ВМФ, от имени которого вручена награда, твердо уверено - питерское руководство следует верным курсом!

Сергей Апрелев , Санкт-Петербург, специально для “ПРАВДЫ.Ру”

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить