Военные моряки готовы выполнить долг даже тогда, когда флот режут по-живому

Критические стрелы в адрес армии и флота у нас не посылает только самый ленивый или бездарный. В остальном пой, богиня, про гнев публицистов и левых и правых, военных мужей не щадящий. Иногда мне кажется, что, если бы в наше время были дозволены дуэли, господа офицеры, наверное, изрядно проредили бы журналистский цех. Но увы —другие ныне времена. Приходится стиснуть зубы и служить Отечеству, даже если оно относится к военным, как к пасынкам.

Из того, что армия и флот бедствуют — секрета никто не делает. Только у одних это обстоятельство вызывает ностальгические стенания, у других нескрываемое злорадство, а у третьих откровенное раздражение тем, что развал обороноспособности Отечества идет не с той интенсивностью, как в экономике и социальной сфере.А что думают по этому поводу армия и флот? Мы обратились с несколькими вопросами к военным, ожидая от них честных и откровенных мужских ответов.

Первая такая беседа состоялась в Главкомате ВМФ России. О том, чем живет сегодня Российский военно-морской флот трех морей и двух океанов, рассказывают главком МВФ адмирал В.И. Куроедов, а также командующий Северным флотом России адмирал О.А. Ерофеев, командующий Тихоокеанским флотом России адмирал М.Г. Захаренко и командующий Балтийским флотом России адмирал В.Г. Егоров.

— Владимир Иванович, о реформе в армии и на флоте ведется много разговоров, а на деле происходит главным образом сокращение различных структур и подразделений. Появилось даже такое красивое слово “оптимизация”, к которой пока все реформы и сводятся. В чем суть реформирования ВМФ России?

— Должен откровенно признать, что в реформировании мы отстаем, поскольку условия, в которые мы вошли при строительстве новой структуры, крайне жесткие, особенно с финансовой точки зрения. Поэтому ряд задач мы были вынуждены перенести на летний период. Сейчас перестраивается организационно-штатная структура ВМФ, и эту работу мы к концу года завершим. Идет сокращение управленческого аппарата в связи с переходом его на двух-трехзвенную систему вместо прежней пятизвенной. На мой взгляд, такая реорганизация позволит приблизить органы управления непосредственно к подразделениям, что положительно скажется на централизации управления и его эффективности.

Что же касается сокращения флота, как одного из основных элементов реформирования, то здесь все не так однозначно, особенно в том, что касается личного состава. Мы должны сократить в нынешнем году 19 процентов личного состава, т.е. около сорока тысяч военнослужащих. Наверное, сегодня это самое больное для нас место — ведь речь идет о живых людях и их судьбах.Что же касается корабельного состава, то обстановка здесь, опять же по финансовым причинам, тяжелая, потому что мы настолько ограничены бюджетом, что главной своей задачей видим сохранение всего того, что осталось флоту со времен СССР. Эту задачу сегодня командующие флотами решают.Меньше всего приходится говорить о перспективах строительства новых кораблей и подводных лодок.

Здесь главная задача — создать сегодня наработки в науке и промышленности для совершенно новых типов и классов кораблей и их вооружения, чтобы потом, с улучшением финансового состояния России, начать строить новый флот XXI века. Примеры для такого строительства есть уже сегодня. На Северном флоте появился новый атомный крейсер “Петр Великий”, который по праву можно назвать сгустком новейших технологий и идей. У черноморцев тоже осваивается прекрасный ракетный корабль “Бора”. В этом году, если позволят финансы, попытаемся завершить оснащение большого противолодочного корабля “Адмирал Чебаненко”, который хотя и принадлежит к старому классу БПК, однако отличается от них совершенно новым вооружением. У балтийцев, возможно, появится корабль, аналогичный черноморскому “Боре”.

Таковы наши ближайшие возможности и перспективы. Закладываются новые поколения подводных лодок и надводных кораблей, которые по своим характеристикам будут качественно отличаться в лучшую сторону. Однако о широкомасштабном корабельном строительстве можно будет начинать говорить лишь в XXI веке, а на сегодня, повторяю, главная задача — сохранить и технически поддержать все то, что оставил нам флот Советского Союза.

— Перспективы модернизации корабельного состава отодвигаются до лучших времен и резонно возникает вопрос: а способен ли сегодня Военно-морской флот России решать в полном объеме задачи, которые прежде решал ВМФ СССР, на финансирование которого государство не скупилось?

— Давайте спросим об этом командующих, — предлагает адмирал Куроедов. (Присутствие во время беседы командующих флотами России объяснялось трехдневными сборами в главкомате ВМФ по итогам зимнего периода обучения) — Перед вами сидят лица, в руках которых флот, и более достоверного источника не найти.

В разговор вступает командующий Северным флотом России адмирал Олег Александрович Ерофеев.

— Вопрос, безусловно, интересный, тем более что затрагивает очень важный пласт. В прежние времена перед нами ставились задачи, которые могли решаться в какой-то степени условно даже при наличии на флоте большого числа кораблей. Это прежде всего задачи борьбы на коммуникациях в отдаленных районах, определявшиеся прежней военной доктриной, которые были для флота в известном смысле непосильны.

Сегодня Северный флот решает задачи, направленные непосредственно на обеспечение безопасности нашего государства. И объем этих задач вполне реален. Что же касается вопросов о сокращении корабельного состава, то, на мой взгляд, нам нет смысла соревноваться в количестве кораблей с традиционно развитыми морскими державами. Необходим такой флот, который способен решать главную задачу— обеспечение обороноспособности страны. На сегодня такая задача Северным флотом решается. Самое главное — обеспечивается ядерное сдерживание, поскольку наша группировка ядерных сил сохраняется в полной боеготовности. Северный флот способен обеспечить ослабление ударов средств воздушного нападения противника по объектам государства, безопасность собственных коммуникаций и производственной деятельности. Что же до рассуждений о том, что наш океанский флот становится морским, то они во многом строятся на эмоциях. Вопрос этот зависит только от количества и качества кораблей.

На Северном флоте хватает кораблей, не имеющих ограничений по району плавания. У нас достаточно опыта для совершения дальних плаваний и подо льдами Арктики, и в Атлантике, и в других районах. Если перед флотом будут поставлены конкретные задачи, на каком-то конкретном этапе, он их решит. Другое дело, что в соответствии с российской военной доктриной такие задачи перед нами не стоят.

— Хотелось бы спросить командующего Балтийским флотом Владимира Григорьевича Егорова о том, как отразилась на жизнедеятельности флота потеря нескольких военно-морских баз в Прибалтике и других государствах, бывших союзниках по Варшавскому Договору? Некоторые из них сейчас уже без двух минут члены НАТО.

— Сегодня мы базируемся в двух российских областях, — говорит адмирал Егоров, — Ленинградской и Калининградской. Что же до проблемы с потерями баз в пяти государствах, то мы свои задачи по передислокации выполнили с честью. Постарались сберечь тот потенциал, который был накоплен советским народом. В материальном выражении это 270 тысяч тонн запасов, вывезенных нами. Безусловно, решение этой задачи потребовало огромных усилий на всех уровнях вплоть до высшего политического руководства, однако непосредственное исполнение легло на плечи Балтийского флота.

Сейчас, когда мы обустроились на новых местах базирования, у нас из прежнего состава, насчитывавшего 308 кораблей, осталось 112. Однако 90 процентов из них готовы к выполнению задач в соответствии с нормами, чего раньше не было. Сегодняшняя структура БФ наиболее модернизирована по сравнению с другими флотами. У нас есть свой район ПВО, который является лучшим в России. И это не пустые слова, поскольку именно у нас был посажен самолет-нарушитель на аэродроме Храброво, о чем в свое время отмечалось в прессе. Еще одним примером реформирования стало завершившееся слияние одиннадцатой отдельной армии с береговыми войсками флота, и возникла новая структура — сухопутные береговые войска флота. Так что жизнь идет вперед не только в стране, но и на флоте, где мы стараемся реализовать главный замысел — создать единое управление боевыми процессами на море, на суше и в воздухе. Есть у нас истребители “Су-27”. Если на Северном флоте они базируются на авианосце “Адмирал Кузнецов”, то у нас полк сидит на земле и, учитывая это обстоятельство, мы с североморцами проводим взаимный обмен экипажами для обучения летчиков навыкам как палубной, так и аэродромной авиации.

— А в каких условиях действует Тихоокеанский флот? От центра он далеко, а социально-экономическая ситуация на Дальнем Востоке характеризуется как критическая.

— Я бы не стал драматизировать ситуацию, — говорит командующий Тихоокеанским флотом России адмирал Михаил Георгиевич Захаренко. — Только потому, что Владивосток находится в девяти часах лета от Москвы, не стоит выделять нас из всероссийской системы. Обстановка в крае не хуже и не лучше, чем по всей стране. Что касается обеспечения электроэнергией и теплом, то в нынешнем году ситуация была более стабильной, чем прежде. Есть сложности с потреблением воды из-за очень небольшого количества осадков, но это проблема преодолима. ТОФ живет и действует. — Я не думаю, что нам нужно зацикливаться на задачах военного предназначения флота, — говорит главком Куроедов. — Поскольку, на мой взгляд, главное предназначение флота заключается в предотвращении войны. Мы должны рассматривать флот прежде всего как инструмент мирной политики. Демонстрацией российского флага, своим присутствием военные моряки в любой точке Мирового океана решают прежде всего задачи сохранения мира.

— Владимир Иванович, в заключение хотелось бы задать вам личный вопрос. Со времени назначения вас главкомом ВМФ России прошло уже и сто и даже сто пятьдесят дней. Можно подводить какие-то предварительные итоги. Как лично вы оцениваете деятельность адмирала Куроедова?

— Плохо. Неудовлетворительно. Во всем, что делаю, удовлетворения пока не испытываю. Удовлетворение в одном: есть добрая, хорошая поддержка среди командующих флотами в том деле, которое делаем. А вот как мы решаем задачи, этим я не удовлетворен. Но, наверное, это и правильно, потому что, если бы я был удовлетворен, было бы неверно. Такой вот прямой и честный ответ, в отличие от многих наших политиков и государственных мужей, которые готовы винить в российских неурядицах кого угодно, только не собственную персону. На флоте так не принято. И если ответы командующих флотами покажутся кому-то излишне бодрыми и оптимистичными, то это только потому, что жаловаться адмиралы не привыкли. Не адмиральское это дело.

Что же до реальной ситуации на местах, то Правда.Ру надеется, что военные моряки не станут делать секретов из своих будней и в ближайшее время помогут нашим корреспондентам подготовить репортажи с трех морей и двух океанов.

Виктор ПРИТУЛА.

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить