В своей статье "Ракетные поезда: достоинства и недостатки" Алексей Байков поднял важную проблему, о которой в эпоху СССР часто забывали, но которая весьма актуальна для России сегодняшнего дня. Это вопрос стоимости-эффективности любого оружия.
Потому что опыт создания тех же ракетных "бронепоездов" однозначно свидетельствует: да, создать такое оружие можно; да, эффективность его будет велика в том случае, если мы собираемся и в самом деле воевать с противником. И - напротив, это никудышное оружие, если оно будет создаваться исключительно для того, чтобы кого-то напугать. Куда проще может оказаться банальный подкуп человека, ответственного за принятие соответствующего решения, ведь все люди - люди!
Однако самая главная проблема заключается отнюдь не в том, чтобы создать легкомаскируемое ракетное оружие, а в самих последствиях его создания!
А было так, что люди во все времена старались спрятать эффективное оружие, чтобы впоследствии внезапно его применить! Так, например, первые английские танки были замаскированы под... баки, изготовленные по заказу России, из-за чего на них при транспортировке по железной дороге мелом по-русски делали надпись: "Осторожно! Петроград. Тенк". Немецкие шпионы забирались на платформы, заглядывали под брезент и видели... "клепаные баки". А вот на то, чтобы долго их изучать, времени у них, понятно, не было!
Тогда же, в годы Первой мировой войны, вошло в практику маскировать противолодочные суда-ловушки под сугубо мирные, а силуэты боевых кораблей изменять при помощи фальшивых труб и изготовленных из брезента надстроек. Введение искажающей окраски Уилкинсона приводило к тому, что с определенного расстояния в перископ подводной лодки некоторые британские суда представлялись совсем не тем, чем они являлись на самом деле, а значит - могли нанести удар по противнику совершенно неожиданно!
После поражения в войне, когда немцам было запрещено иметь артиллерию крупных калибров, фирма Круппа спасло одно такое орудие от конфискации и уничтожения... превратив его ствол в дымовую трубу!
В годы ракетно-ядерного противостояния СССР и США американцы прятали свои ракеты "Атлас", располагая их горизонтальных хранилищах, легкомаскируемые под фермерские сараи или склады, тогда как в СССР вошло в моду показывать в новостях сдвигающиеся крышки ракетных шахт с установленными на них одноэтажными домами с палисадниками. Именно тогда и были развернуты у нас "бронепоезда" с ракетами на борту.
Однако квинтэссенцией идеи маскировки стали все-таки не они и даже не наши мобильные "Тополя", а американская система М-Х - "Ракета Икс". По одному из предложенных вариантов должна была перевозиться на транспортере по кольцевому маршруту... под землей, внутри протяженного бетонного тоннеля! В случае запуска специальные гидравлические толкатели просто проламывали бетонные своды, ракета поднималась в вертикальное положение и стартовала. Решение, конечно, оригинальное, но, безусловно, слишком дорогое даже для США!
Между прочим, создать ракетные системы, которые будут практически недоступны ни спутникам, ни дронам-шпионам не так уж и сложно, причем даже и без разработки дорогостоящих ракетных поездов. Например, ракеты в пусковых контейнерах можно без особых хлопот и при самом незначительном объеме переделок самого судна, разместить практически на любом современном контейнеровозе, причем в очень большом количестве! Устанавливаться они могут в трюме вертикально, а на палубе маскироваться при помощи макетов грузовых контейнеров! При этом один такой контейнеровоз сможет взять на борт несколько десятков ракет подобных "Тополю" и запустить их по целям, находясь от них в непосредственной близости, чтобы сократить их полетное время.
В научно-фантастическом романе Александра Казанцева "Фаэты" одна из ракет была замаскирована под колонну в некоем храме, и... кто мешает уже здесь, на Земле повторить этот смелый опыт вымышленных им фаэтов?!
А разве габариты современных автомобилей-транспортеров горючего не представляют собой готовый транспортно-пусковой контейнер для крылатых ракет большой дальности? Причем объем их "танка" для горючего вполне достаточен для того, чтобы сделать его с двойными стенками, после чего налить в них топливо и отвезти - под видом обычных транспортных перевозок от одной фирмы другой - на территорию вероятного противника.
Другое дело, что даже уничтожение верхушки страны вряд ли помешает нанести её военным - пусть это будет даже всего одна единственная уцелевшая субмарина и... в результате последствия взаимных ударов в любом случае окажутся катастрофическими!
То есть при соблюдении надлежащей секретности все это можно сделать уже сегодня, и, в общем-то, без особых затрат. Другое дело, что будет в том случае если на этом "накроют"! Ведь налицо будет нарушение всех мыслимых договоров и соглашений, "коварство в международном масштабе", причем куда более беспардонное и опасное с точки зрения нарушения норм международного права, нежели размещение советских атомных ракет на Кубе.
Более того, это опасный прецедент, последствия которого трудно себе даже представить. Так что такого рода шаги должны в первую очередь просчитываться с точки зрения общественного мнения, ибо сила мнения иной раз (и часто!) доминирует над любыми ракетами.
Как говорится, инженеры должны создавать военную технику, а генералы должны давать сражения и с её помощью выигрывать их. Но случается, что они их проигрывают, и тогда дело политиков ликвидировать последствия их военных и научно-технических амбиций!