Ракетные поезда: достоинства и недостатки

23 апреля текущего года заместитель министра обороны Юрий Борисов сделал заявление о начале работы над ракетными поездами нового поколения. Московский институт теплотехники уже приступил к созданию эскизного проекта. При этом сам вопрос о необходимости столь  экзотических носителей в составе российской ядерной триады до сих пор продолжает служить предметом для весьма оживленных дискуссий и его окончательное разрешение во многом зависит от того, что именно МИТ сможет предложить военным в финале "бумажной" части конструкторских работ.

Зачем нужна мобильность?

Первые МБР запускались с открытых стартовых столов, что делало их весьма уязвимыми в случае развития сценария "войны конца света" по образцу 22 июня 1941 года.  Последующая разработка методов хранения и пуска ракет из укрепленных подземных шахт, казалось, давала ответ на вопрос о защите от первого удара, но в то же время переводила его в плоскость типичного "поединка щита и меча". Методы секретности и маскировки, подкрепленные броневой сталью и многометровой толщины стенками из фортификационного железобетона соревновались с остротой зрения разведывательных спутников, шпионажем и  новыми поколениями высокоточного оружия. В таких поединках, как показывает практика, защита проигрывает почти всегда.

Альтернативным вариантом стало помещение пусковых контейнеров с ракетами на мобильные носители, способные выйти из-под наблюдения противника, нанести удар из неизвестного заранее квадрата и снова исчезнуть. Наиболее очевидным вариантом стала установка МБР на подводную лодку и по этому пути обе стороны Холодной войны двинулись практически одновременно. Наряду с очевидными достоинствами, включая  возможность нанесения первого удара из территориальных вод противника и, тем самым, значительно снизить вероятность перехвата идущего на цель ядерного боеприпаса средствами ПВО, этот метод имел и массу недостатков.

Средства для борьбы с подплавом разрабатывались и совершенствовались еще со времен Первой мировой войны и появление подводных крейсеров с ракетными шахтами на борту породило очередной виток усилий в этом направлении. Надводные корабли, самолеты и вертолеты, специализированные для охоты за подводными целями, другие подводные лодки, стационарные гидроакустические системы и даже спутники включаются в единую систему ПЛО с целью локализовать и уничтожить субмарину, желательно - до выхода на рубеж пуска ракет.

И, наконец, третий путь - это создание наземных мобильных пусковых комплексов, находящихся на своей территории, но в то же время способных уйти от "глаз" военных спутников противника. В 70-х гг прошлого века началось развертывание советских подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), а в конце 80-х к ним добавились 12 поставленных на дежурство боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) с ракетами РТ-23 УТТХ "Молодец".

Аналогичные разработки в США "не задались": весьма перспективный комплекс "Phoenix" с МБР XMGM-134A "Midgetman" пал жертвой первого договора по СНВ, а американские БЖРК были признаны бесперспективными по ряду причин (об этом - ниже). задача по обеспечению мобильности части американских СЯС в итоге была окончательно закреплена за подводными лодками и что-то новое в этой области уже вряд ли появится, особенно если учесть ставшие тенденцией последних лет непрерывные сокращения военного бюджета США.

ПГРК против БЖРК

Оба варианта мобильного наземного базирования, разумеется, имеют ряд достоинств и недостатков. Полк ПГРК можно развернуть практически на любой местности, а к моменту выхода на рубеж пуска ракет, отдельные батареи "Тополей" уже будут рассредоточены по огромной территории и укрыты в лесах, что в сочетании с чисто российской спецификой погодных условий, дает им неплохие шансы на успешный пуск до обнаружения. К минусам можно отнести низкую скорость перемещения (45 км/ч по шоссе) при высокой степени заметности - МАЗовский тягач "Тополя" трудно спутать с каким-либо другим транспортным средством.

"Абсолютная незаметность" БЖРК, о которой так часто вспоминают сторонники ракетных поездов, на самом деле тоже весьма относительна. Все-таки составы, состоящие из трех локомотивов, четырех рефрижераторов и семи пассажирских вагонов не так часто встречаются на наших железных дорогах. Но затеряться в "мешанине" крупного железнодорожного узла такой поезд все же способен. Более явное превосходство над ПГРК дает скорость - за сутки поезд может уйти на полторы тысячи километров,  при этом для оптики и электроники разведывательных спутников он будет выглядеть как вытянутое размытое пятно, без какой-либо возможности идентификации.

Но следует отметить, что переживающие в настоящее время период бурного развития беспилотные летательные аппараты, смогут если не уменьшить это преимущество,тосущественноегопоколебать.Крометого,железнодорожныйсостав жесткопривязанкрельсовымпутями,вотличиеотПГРК, ипоопределениюнеспособенкширокому рассредоточению на местности.  Сам по себе любой проезд является высокоуязвимой целью для всех ударных средств противника, а его мобильность может быть резко ограничена в случае разрушения "железки". Еще одним недостатком стала выявленная в процессе испытаний первых БЖРК потребность в значительных финансовых вложениях в инфраструктуру  - перегон на большой скорости вагонов со стотонными "Молодцами" и запуск ракет давали нагрузку на рельсы сверх всяких нормативов. Фактически пуск можно было производить только в определенных районах, что также сужало мобильные возможности ракетных поездов.

Именно эти факторы, а вовсе не "невозможность создать аналог" стали одной из важнейших причин свертывания Пентагоном собственной программы БЖРК. Проект ракетного поезда был выполнен, но работавшие над ним специалисты сами же и назвали основные недостатки такого носителя в американских условиях - слабая защищенность от всех видов атак, включая деятельность диверсионных и террористических групп, невозможность  согласования маршрутов движения БЖРК с руководством штатов и частных железнодорожных компаний, плюс необходимость усиления полотна и отрицательное отношение общественного мнения к перемещению составов с ядерным оружием на борту через районы проживания людей.

Кроме того, американские железные дороги вообще несут меньшую транспортную нагрузку по сравнению с шоссе, что значительно затрудняет для БЖРК реализацию своей коронной способности "потеряться" среди других составов. Разумеется, большая часть названных выше факторов теряет актуальность в условиях России.

Вопрос цены

Было бы весьма соблазнительно написать нечто вроде благопожелания о том, чтобы программа создания БЖРК нового поколения успешно "наложилась" на программу по развитию выскоскоростного железнодорожного транспорта на территории России, благо укрепленные рельсы потребовались бы и для того и для другого.  Но МИТ обещает установить в вагоны своего ядерного поезда более легкие ракеты - вместо "Молодцов" новый БЖРК будет вооружен аналогом "Булавы" или "Ярса". Весьма перспективным вариантом отдельные эксперты считают установку на железнодорожное шасси РК "Авангард", о котором, впрочем, на сегодняшний момент мало что известно, но скорее всего это будет сухопутный вариант все той же "Булавы".

В любом случае, заявление  специалистов МИТ о том что для нового поезда будет необходима  новая ракета, сможет в одночасье похоронить весь проект БЖРК. Отдельный малосерийный боеприпас для столь  экзотического носителя потребует огромных расходов, что совершенно недопустимо в текущей экономической ситуации. А это значит что новому БЖРК придется иметь однотипную ракету либо с ПГРК , либо с ПЛ. Своими выдающимися ударными характеристиками советские поезда были обязаны в первую очередь уникальной ракете Р-23 УТТХ. При унификации боеприпасов у будущего БЖРК-2 станет еще на одно преимущество меньше. За те же деньги будет проще развернуть еще пару полков таких же ракет на тягачах.

Есть перспектива 

Эксперты склонны рассматривать БЖРК в качестве "еще одного ответа" на американскую ПРО. Проблема лишь, что этот ответ может и не понадобиться.  Судя по мартовскому докладу представителей Счетной палаты в конгрессе США, система ЕвроПРО неспособна одновременно парировать ракетные угрозы со стороны Ирана и КНДР, а также гипотетических террористов из стран Ближнего Востока. И при этом еще и служить инструментом ядерного сдерживания в отношении России. Система неэффективна, а затраты на нее оказались неоправданно высокими. 

На этом негативном фоне растет политический вес группы сторонников принципиального отказа от доктрины сдерживания (т. н. группа Шульца-Перри-Киссинджера-Нанна), идеи которой были частично отражены и в Пражской речи президента США Барака Обамы, и в последних американских предложениях по СНВ. Не исключен не просто отказ США от дальнейшего развития системы ЕвроПРО, но и сокращение американского ядерного потенциала в одностороннем порядке до предполагаемых по СНВ-3 1100 боеготовых носителей. Или обоснованное и учитывающее интересы России предложение войти в систему ПРО. Или еще какой-нибудь неожиданный ход. Время покажет.

Означает ли это что от возрождения БЖРК следует заранее отказаться и направить средства на какую-нибудь другую военную программу, которая бы в большей степени отвечала духу времени?  Разумеется - нет.

К примеру, назвать точную величину ядерного потенциала Китая на сегодня не способен ни один эксперт.  Когда мы видим цифру в 200-400 боеготовых носителей, важно понимать что речь идет только о зарядах, размещенных на средствах "стратегической триады" (МБР+ПЛ+ бомбардировщики). Эти подсчеты могут быть актуальны для США, отделенных от Поднебесной Тихим океаном, но не для России, имеющей с Китаем общую границу по суше, вдоль которой, к тому же, расположены важнейшие города и объекты военной инфраструктуры.

Автор Алексей Байков
Алексей Байков — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *