Успех в решении задачи по переводу армии преимущественно на контрактную основу зависит от согласованной работы различных ветвей власти, многих органов государства и общества. Такую мудрую мысль министр обороны России Сергей Иванов высказал на совещании в 76-й дивизии ВДВ, куда прибыл с целью подведения предварительных итогов эксперимента по переводу личного состава дивизии на контрактную основу. Однако министра ждал сюрприз. По крайней мере, именно так все выглядело со стороны, когда командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак обратился к нему с просьбой "разрешить завершить перевод 76-й дивизии на контракт к 1 октября текущего года", а не к середине лета, как ранее предполагалось.
Обоснование генерал дал техническое — учения, отпуска, перевооружение... Но, очевидно, дело не только в этом, а в проблемах, стоящих перед армией в целом, в первую очередь, социальных, экономических, профессиональных.
Один пример — на этой неделе ход весенней призывной кампании обсуждался на депутатских слушаниях в Саратовской областной Думе. Выступая на них, военный комиссар области Виктор Никулин заявил, что весеннему призыву подлежат 4 тыс. 460 человек, что составляет 5% от общего числа молодых людей призывного возраста. Однако по состоянию на 20 мая 1 тыс. 416 призывников на призывные пункты не явились, что составляет 32% от числа подлежащих призыву (!).
А теперь — информация из Пермской области, где 1 апреля также началась весенняя призывная кампания. Сайт "Пермонлайн" провел среди жителей области опрос на тему — как Вы относитесь к перспективе призыва в армию Вашего сына? По данным опроса, лишь 11% пермяков относятся к этому событию положительно. 84% - рассматривают призыв, как негативное событие. Показательный результат.
Что думают о будущем армии сами военнослужащие? Результаты опроса 300 кадровых военнослужащих, проведенного с 16 по 22 мая 2003 года в Москве, представил ВЦИОМ, одновременно опубликовав данные апрельского опроса на эту же тему обычных москвичей (численность которых составляет 10 млн., что позволяет говорить об экстраполяции их мнения в общероссийском масштабе).
Итак, социологи спросили: "Считаете ли Вы необходимым проведение в России военной реформы, предполагающей переход от формирования армии по призыву к формированию армии по контракту? Да — ответили 86% москвичей и 83% военных, Нет — сказали 9% москвичей и 11% военных. Затруднились ответить — 5% и 6% соответственно.
Что в первую очередь необходимо сделать для армии? — так прозвучал следующий вопрос. Увеличить военный бюджет — сказали 36% жителей столицы и 52% военнослужащих. Отменить призыв, перейти на контрактный принцип комплектования — считают 26% москвичей и 14% военнослужащих. Закупить новые вооружения — сказали 7% москвичей и 11% военнослужащих. Построить жилье для контрактников — соответственно 8% и 10%. Отремонтировать казармы — 8% и 3%. Другое — 8% и 6%. Затруднились ответить — 7% и 4%.
Можно ли сказать, что кто-то тормозит военную реформу в России? Если да, то кто именно? — также спросили социологи. Население и военные оказались единодушны: Генералы — сказали 33% гражданских респондентов и 32% военных. Правительство — 25% и 33%. Президент — 6% и 3%. Другие — 5% и 9%. Никто не тормозит — 8% и 8%. Затруднились ответить — 23% и 15%. Следующий вопрос — более профессиональный: Для формирования армии создана специальная комиссия. Укажите всех, кто, по Вашему мнению, должен входить в эту комиссию? Военные — сказали 56% москвичей, их поддержали 87% военнослужащих. Гражданские эксперты — сказали 44% жителей столицы и 52% военнослужащих. Представители общественности — 36% и 36%. Политики — 15% и 26%. Солдатские матери — 50% и 14%. Представители призывников — 30% и 10%. Кто-либо еще — 1% и 2%. Такая комиссия вообще не нужна — заявили 3% и 4%. Затруднились ответить — 7% и 2%.
Когда, по Вашему мнению, следует начать военную реформу? — поинтересовались социологи. Немедленно — сказали 63% гражданских жителей столицы и 64% военных. В ближайшие 2-3 года — 24% и 25%. В ближайшие 5-10 лет — 5% и 6%. Другое — 3% и 3%. Затруднились ответить — 5% и 2%.
Далее последовал вопрос, ответ на который позволяет оценить характер ведущейся на телевидении пропагандистской работы: "Как Вы думаете, какая из партий больше всего внимания уделяет военной реформе?". "Единая Россия" - сказали 9% москвичей и 24% военных (кстати, с представителями именно этой партии С.Иванов прибыл в Псковскую дивизию). Союз правых сил — 11% и 12%. КПРФ — 8% и 5%. "Яблоко" - 8% и 3%. ЛДПР — 4% и 3%. Другая — 0 и 1%. Никто — 19% и 32%. Затруднились ответить — 41% и 22%.
Следующий вопрос был неприятным: Насколько серьезна, на Ваш взгляд, для нынешней российской армии проблема дедовщины? Отвечали на него только военные. Это главная проблема — сказали 9% респондентов. Одна из главных проблем — думают 26%. Довольно серьезная, но хватает и других проблем — 42%. Не слишком серьезная проблема — 16%. Такой проблемы нет — полагают 6%. Затруднились ответить -1%.
Назовите, пожалуйста, нынешних российских военачальников, имеющих авторитет в Вашей среде? — попросили социологи. Ответы были такими: Иванов — 11%. Громов — 8%. Трошев — 7%. Куликов — 6%. Квашнин — 5%. Соловцов — 5%. Грызлов — 4%. Рушайло — 4%. Сергеев — 4%. Балуевский -3%. Родионов — 3%. Шаманов — 3%. Шпак — 3%. Лебедь — 3%. Казанцев — 2%... Путин — 1%... Другие — 19%. Нет ответа — 37%.
Чем, на Ваш взгляд, сейчас в основном занимается Министерство обороны? — задали социологи провокационный вопрос. Актуальными вопросами военной реформы — сказали 28% военных респондентов. Политическими баталиями — считают 26%. Текущими вопросами обеспечения армии — 17%. Интригами внутри ведомства — 12%. Другое — 4%. Затруднились ответить — 13%.
Как Вы думаете, кто сейчас может решить проблемы военнослужащих? — попытались уточнить социологи. Президент — сказали 46% военнослужащих. Совместные усилия военных и гражданских властей — 33%. Министр обороны — 11%. Политические партии — 3%. Общественность — 2%. Другое — 2%. Затруднились ответить — 4%.
Как, по Вашему мнению, будет решен вопрос с военной реформой? — продолжали расспрашивать социологи военных. Как решит Президент — ответили 48%. Как захочет Министерство обороны — 15%. Пройдет вариант, предложенный общественностью и политическими партиями — сказали 10%. Будет выбран вариант, устраивающий всех — полагают 16%. Затруднились ответить -10%.
А теперь самое интересное для политиков — электоральные предпочтения военнослужащих. Как показал опрос, деятельность президента В.Путина одобряют "определенно да/скорее да" - 83% военных. "Определенно нет/скорее нет" - 12%. Затруднились ответить — 5%. Деятельность Ю.Лужкова на посту мэра Москвы — 84%, 11% и 5% соответственно. Деятельность правительства России — 40%, 54% и 6%. Сергея Иванова на посту министра обороны России — 46%, 48% (!) и 6%.
Если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную думу России, за какую из следующих партий Вы бы проголосовали? — поинтересовались социологи. "Единая Россия" - сказали 24% (видно те же самые, кто считает, что эта партия занимается реформой армии). Союз правых сил — 8%. "Яблоко" - 5%. ЛДПР — 5%. КПРФ — 4%. "Либеральная Россия" - 2%. Партия возрождения России под руководством Г.Селезнева — 1%. Демократическая партия — 1%. Аграрная партия под руководством М.Лапшина — 1%. Народная партия под руководством РФ под руководством Г.Райкова — 1%. РНЕ — менее 1%. Другая — 2%. Против всех — 17%. Не стал бы участвовать — 10%. Затруднились ответить — 19%.
Если ответы на последний вопрос соответствуют действительности, то наша армия — самая политизированная армия в мире. Однако абсолютно авторитетен для нее лишь президент, на которого военнослужащие возлагают все свои надежды. Министр обороны для половины военнослужащих, по крайней мере, москвичей — фигура не авторитетная, еще меньшим авторитетом обладает ведомство, которое он возглавляет. После этого ожидать, что проводимая ими реформа армии будет восприниматься с воодушевлением, сомнительное дело...
"Информационное агентство МиК"