Северный флот пытается "построить" власти закрытых городов
Командование Северного флота по-новому налаживает взаимодействие с администрациями закрытых административно-территориальных образований Мурманской области. Не то чтобы подобного взаимодействия до сих пор не было, но его качество, похоже, флотских военачальников не устраивало. Судя по последним инициативам командования флота, оно было недовольно, в первую очередь, независимостью главЗАТО, а также отсутствием возможностей влиять на распределение денег, поступающих в бюджеты закрытых городов. Может быть, поэтомуналаживание нового взаимодействия проводится под негласным лозунгом строительства военной "вертикали власти", на вершине которой, по всей видимости, должен красоваться командующий Северным флотом. Правда, эта вертикаль не имеет ничего общего с действующим законодательством.
Назначение вместо выборов
На сегодняшний день в Мурманской области насчитывается семь ЗАТО — Североморск, Скалистый, Заозерск, Снежногорск, Полярный, Видяево и Островной. Все эти закрытые города относят к Министерству обороны РФ, поскольку в шести из них находятся военные гарнизоны Северного флота, а седьмой содержит ремонтную инфраструктуру, обслуживающую подводные лодки. Все семь ЗАТО, являясь муниципальными образованиями, имеют собственные администрации, глав которых выбирает местное население.
С момента появления закрытых образований между главами ЗАТО и командованием соответствующих гарнизонов неоднократно возникали противоречия, связанные с вынужденным двоевластием в этих городах. Военачальники и городские руководители не всегда находили общий язык как в вопросах общего управления, так и в выработке единых подходов к решению социально-бытовых проблем: сказывались амбиции и разница менталитетов. Впрочем, по большому счету ни один из нарождавшихся конфликтов не привел к каким-либо серьезным последствиям, и все ЗАТО успешно обеспечивали режим особого функционирования расположенных в них воинских частей и соединений, блюли интересы обороноспособности страны. То есть выполняли функции, ради которых, собственно, и был создан статус закрытых образований.
Тем не менее в последние годы командование Северного флота не раз пыталось изменить соотношение сил в ЗАТО. К примеру, флотские адмиралы предлагали отобрать у населения закрытых образований возможность выбирать собственных градоначальников, а вместо этого назначать глав ЗАТО, согласовывая их кандидатуры с командованием Северного флота. Или, иными словами, назначать на соответствующие должности только тех руководителей, которые полностью устраивали бы военачальников в гарнизонах и штабе СФ. Эта тема впервые всерьез обсуждалась на представительном совещании в североморской администрации в апреле 2000 года, и поднял ее тогдашний начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак. А авторство идеи приписывают тогдашнему командующему флотом, а ныне сенатору Вячеславу Попову.
С точки зрения действующего законодательства этот посыл был и остается абсолютно безграмотным. Однако идея назначения глав ЗАТО по сей день будоражит адмиральские умы. И, как выясняется, не только она одна. Флотское командование не устает искать новые лазейки, чтобы "оттяпать" у администраций ЗАТО хоть немного власти.
Покушение на бюджет
В конце апреля в Североморске состоялось рабочее совещание представителей командования Северного флота и глав ЗАТО, посвященное функционированию и перспективам социально-экономического развития закрытых образований Мурманской области, обеспечения в них особого режима, а также формированию бюджетов ЗАТО. Совещание было закрытым, и прессу на него не приглашали. Однако, как удалось выяснить "Курьеру", речь на нем шла не только о вышеназванных вопросах, но и о взаимоотношениях командования Северного флота и властей ЗАТО. По словам одного из участников совещания, командующий флотом адмирал Геннадий Сучков в своем выступлении говорил, в частности, о некой "вертикали власти", которая, по его мнению, не очень четко просматривается по отношению к закрытым образованиям.
Этот посыл, видимо, лег и в основу решения, оформленного по итогам совещания и разосланного спустя месяц во все ЗАТО за подписью заместителя командующего флотом вице-адмирала Владимира Доброскоченко. Иначе сложно объяснить, почему отдельные изложенные в решении предложения направлены, с одной стороны, на укрепление влияния флотского командования, а с другой — на ущемление независимости и усечение полномочий городских властей.
Одним из самых принципиальных моментов итогового документа стал пункт, касающийся формирования бюджетов ЗАТО. Как известно, в соответствии со статьей федерального бюджета закрытые образования ежегодно получают денежные средства на реконструкцию старых и строительство новых объектов социальной инфраструктуры. Перечень объектов капитального строительства каждый из закрытых городов согласовывает с Минфином во время защиты собственного бюджета. Однако флотское командование настаивает на том, что городские власти должны обязательно согласовывать такой перечень, прежде всего с начальником своего гарнизона и командующим Северным флотом. Причем, по мнению высоких североморских военачальников, городские власти обязаны делать это еще до представления бюджета в Минфин.
Кроме того, флотское командование претендует на активное участие в распределении жилья, которое закрытые образования получают по федеральной программе переселения из ЗАТО. И предлагает создать некую специальную комиссию с участием представителей органов военного управления и местных администраций для такого распределения. Характерно при этом, что флотские военачальники не спешат приглашать местные власти поучаствовать в распределении квартир, поступающих в распоряжение Северного флота по линии Министерства обороны.
Еще одно "ноу-хау" командования Северного флота — разработка совместной (города и гарнизона) программы реанимации жилищного фонда, реконструкции и восстановления общежитий семейного типа для военнослужащих. Слов нет, такая программа нужна, но ее выполнение должно стать делом общим, что в настоящий момент проблематично. Хотя бы потому, что флот не получает денег на эти цели, и выполнение программы целиком и полностью ляжет на плечи городских властей. Иными словами, флотское командование предлагает создать систему, при которой адмиралы указывали бы властям ЗАТО, что и когда нужно восстанавливать и реконструировать. При этом опыт и несомненные успехи закрытых городов (например, Заозерска и Скалистого), давно занимающихся восстановлением жилфонда по собственной инициативе, военачальники как бы не замечают.
Есть в документе и откровенно авантюрные моменты. Как, например, расценивать предложение рассмотреть возможность переселения из ЗАТО лиц, совершивших правонарушения, и осужденных "как потерявших производственную связь с объектом или юридическим лицом, расположенным на территории закрытого образования"? Понятно, что все жители ЗАТО, равно как и руководство закрытых городов вместе с командованием гарнизонов, кровно заинтересованы в улучшении криминогенной ситуации в каждом образовании. Но тут сразу возникают два вопроса: каковы правовые основания такого отселения преступников и кто будет обеспечивать их жильем за пределами ЗАТО? Люди, готовившие решение североморского совещания, похоже, себя этими вопросами особо не утруждали...
Устранение недоразумений
По сведениям "Курьера", разговоры об укреплении вертикали власти и многие пункты итогового документа совместного совещания вызвали неоднозначную реакцию в администрациях ЗАТО Мурманской области. Одни руководители восприняли инициативы флотского командования с вялым энтузиазмом, другиес искренним удивлением и непониманием, третьи сделали вид, что попросту их не заметили.
Наверное, флотским военачальникам вряд ли стоило ожидать большего. Конечно, власти ЗАТО повсеместно заинтересованы в поддержании и укреплении нормального рабочего контакта с командованием Северного флота и его соединений, однако совершенно очевидно, что движение навстречу в таких взаимоотношениях вряд ли возможно в случае, когда одна из сторон начинает откровенно "тянуть одеяло" на себя. Тем более что полномочия властей ЗАТО не являются каким-то уникальным местным изобретением или прихотью зарвавшихся удельных князьков, а закреплены целым рядом федеральных законов, которые не "переплюнешь" ни подведомственными приказами министра обороны или Главкома ВМФ, ни абстрактными разговорами об обороноспособности страны.
- Главы ЗАТО избраны населением и не подчиняются ни начальникам гарнизонов, ни командующему Северным флотом, — высказал свою позицию "Курьеру" глава администрации ЗАТО Скалистый Владимир Мусатян. Командование флота не имеет права навязывать нам свою волю, диктовать, как именно решать те или иные проблемы, вмешиваться в бюджетные отношения закрытого образования. Это лежит на поверхности. Если кто-то из военачальников думает, что за счет бюджета ЗАТО можно решать проблемы флотских соединений, они глубоко заблуждаются это не пройдет. Во-первых, подобное вмешательство в бюджетный процесс противоречит Бюджетному кодексу РФ и федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления. Во-вторых, Минфин не потерпит от глав ЗАТО нецелевого расходования средств пусть даже и на оборону страны. Есть КРУ, есть Счетная палата, органы, контролирующие исполнение бюджета ЗАТО. Мы отчитываемся перед ними за каждый потраченный рубль...
По мнению Владимира Мусатяна, для глав ЗАТО разговор о согласованиях и принятии каких-то коллегиальных решений допустим лишь с точки зрения взаимоуважения и поддержания полноценных деловых контактов между сторонами. Городские власти могут согласовывать с военными какие-то наиболее важные решения и программы. По большому счету так оно и происходитесли не на уровне местного командования, то на уровне Минобороны. Но если флот претендует на большие уступки, он и сам должен делать какие-то реальные шаги навстречу.
- Нам бы хотелось достичь полного взаимодействия с военным командованием, — говорит глава ЗАТО Скалистый.Но процесс сближения не может быть односторонним и не приемлет какого бы то ни было давления одной из сторон.
Глава администрации ЗАТО Снежногорск Юрий Юрлин, в свою очередь, тоже признает наличие у флотского командования определенных властных амбиций, но не видит здесь особой опасности для руководителей закрытых образований. Кстати, Юрий Петрович избран председателем недавно учрежденной ассоциации ЗАТО Мурманской области.
- Да, у командования Северного флота есть желание так или иначе контролировать власти ЗАТО, — сказал Юрлин журналисту "Курьера".Но это ведь еще ничего не значит, мало ли у кого какие желания присутствуют. Мы в Снежногорске не намерены выполнять эту прихоть, поскольку она противоречит действующему законодательству. И я не вижу тут никаких проблем. Что касается взаимодействия, то и здесь, на мой взгляд, никаких конфликтных зон между ЗАТО и флотом нет и быть не может. Во-первых, решено, что я как председатель ассоциации закрытых городов и замкомандующего флотом вице-адмирал Владимир Доброскоченко будем регулярно встречаться для координации каких-то совместных действий, связанных с жизнью наших ЗАТО. Это, надеюсь, позволит нам избежать многих недоразумений и добиться, чтобы никто не вбивал "клин" между главами закрытых городов и флотским командованием. Во-вторых, если главы ЗАТО, председатели советов закрытых городов и начальники соответствующих военных гарнизонов забудут все прежние распри и смогут собираться вместе хотя бы раз в квартал для обсуждения насущных проблем, думаю, мы найдем общий язык, и никому больше не придет в голову строить новые вертикали власти.
Игорь Жевелюк,
Норд-ВестЬ курьер", Мурманск