Несмотря на крутую секретность, вездесущие СМИ разведали, что на спуске "Лошарика" на воду присутствовал лично главком ВМФ Владимир Куроедов. Поморский корпункт ПРАВДЫ.Ру, базирующийся как раз в военно-кораблестроительном Северодвинске, "по горячим следам" события промолчал по разным причинам.
Хотя и скрывать-то особо нечего. Вот несколько цитат, например, из газеты "Известия", которая с умным видом сделала вид, что совершила некое открытие, чудом добыв и растиражировав некую "сверхсекретную" информацию.
"Лошарик" - именно так строители любовно прозвали лодку проекта 210 — первая в мировой истории субмарина с удивительной комбинацией свойств энергетической установки и глубины погружения...
В торжественной обстановке началась церемония вывода со стапеля цеха 42 уникального корабля, предназначенного для научно-исследовательских целей и спасения людей в экстремальных ситуациях. Это большая победа рабочих и специалистов, контрагентов и поставщиков" - так описала состоявшийся ровно неделю назад вывод подводной лодки из цеха газета "Корабел", официальный орган северодвинского "Севмашпредприятия"...
По сведениям "Известий", сообщения о спуске на воду этого корабля вообще не должны были появиться в открытой печати. Таковым было условие заказчика — Военно-морского флота России. Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть знаменитого севмашевского цеха 42, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание уникального корабля. Строительством и разработкой субмарины руководили представители конструкторского бюро "Малахит".
Один из начальников находящегося в Петербурге морского бюро машиностроения "Малахит" сильно удивился тому, что факт спуска на воду уникальной подлодки стал достоянием общественности. "Да, это наша разработка, созданная конструкторами еще в 80-е годы", — подтвердил он "Известиям". От дальнейших комментариев представитель "Малахита" отказался, сославшись на особый режим секретности проекта 210. "Лошарика" заложили еще в 1988 году... Остальные тактико-технические данные новой субмарины известны лишь очень узкому кругу специалистов".
А ведь подробные сведения об изделиях этого проекта вообще-то совершеннонесекретны, их можно без труда отыскать в любых морских Интернет-справочниках. Может потому несекретны, что написаны, так сказать, "от балды". Ну вот, например, справка о чем-то подобном: "Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения 16 июля 1990 г. в Северодвинске была заложена "атомная глубоководная станция 1 ранга" АС-12 — исследовательская подводная лодка проекта 10831, лишенная вооружения.
26 августа 1995 г. корабль был спущен на воду, а в 1997 году — вошел в состав Северного флота. Корпус АПЛ, получивший на западе обозначение NORSUB-5, выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор". В общем, чтобы полностью засекретить информацию о кораблях типа "Лошарика", корабелам и военным нужно полностью... отменить Интернет. Гораздо интереснее читать не ТТД "Лошарика", а высказывания самих северодвинских корабелов на судостроительных Интернет-форумах.
Ну вот, например:
"Про Лошарик смотрите моё высказвыание на http://vif2ne.ru/nvs/forum "> http://vif2ne.ru/nvs/forum , там всё подробненько описано, а насчёт всего остального — это последняя гениальная отрыжка нашего кастрюлестроения, опосля Лошарика, в лучшем случае, будут только Ясень с Бореем (по одной штуке, да и то вряд ли), и всё... Ну ещё пара Варшав для китаёз — 701 и 702 заказы, а опосля этого НИ ОДНОЙ ЛОДКИ НЕ ЗАЛОЖЕНО, так что прощайте, товарищи, с Богом ура!!! Поднимаю тост — ЗА УПОКОЙ ОТЧЕСТВЕННОГО ПОДВОДНОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ!!! Честь имею..." Или вот: "В 1988 году был на практике на СМП и как раз в 42 цеху. Видел я этого "лошарика" еще на стадии макета в нат. величину. Впечатлила толщина титана".
Или как вам вот такое:
"Ох не завидую я экипажу Лошарика-а-а. Пусть меня выкидывают с форума, но иначе чем х...й спуск я не назову. Начнём с того, что незадолго перед спуском мой кореш-технолог иначе как матом про Лошарик и не говорил. Я долго не мог понять — почему? При выводе понял... Начнём с того, что одну из бутылок шампанского 2 августа 2003 года разбили лишь с третьего раза, что сама по себе уже не хорошо. При спуске на воду одна из тележек поперечного (спускового) стапель-поезда приказала долго жить (потеряла давление), т.е. в присутствии не одной сотни корабелов произошло 2 (ДВА) ЧП при выводе. Такое было только при спуске "Хиросимы" (вечная память погибшим)... Есть повод для размышлений".
Это точно, форумщики-корабелы, подумать есть над чем. Например о том, что информации на откровенных "междусобойных" форумах верится как-то лучше, чем статьям падких на сенсации коллег-СМИ-шников...
Виталий Братков