Два пограничных транспортных судна успешно совершили дальний морской переход из порта Балтийск в порт Мурманск. Сейчас они готовятся к выходу в дозор уже на Северном театре. К месту своей новой дислокации корабли шли под флагом начальника штаба Морских сил ФПС России вице-адмирала Вячеслава ВАСИЛЬЕВА. Публикуем запись беседы с ним, сделанную в Баренцевом море, за Полярным кругом на завершающем этапе перехода.
— Вячеслав Александрович, каковы цели и задачи перехода?
— Главная цель — перевод кораблей к новому месту базирования. Эта основная задача, над которой мы напряженно работали, поставлена директором ФПС. А вообще-то задач несколько: безаварийность перехода из пункта Балтийск в пункт Мурманск, демонстрация пограничного флага в зарубежных водах и подготовка ядра новых военных экипажей Арктической погрангруппы.
— Очевидно, с учетом визита наших кораблей в Сан-Франциско в 1990 году и на Аляску в 1994-м, можно говорить об определенном опыте в этом плане?
— Опыт должен накапливаться, но ведь он привязан к конкретным людям. Они же со временем уходят, а с ними — и опыт. Чтобы он закрепился, необходимо не терять методику подготовки к дальним плаваниям и к заходам в иностранные порты.
— Демонстрация флага — непременный компонент в служебно-боевой деятельности ВМС и береговой охраны развитых государств. Какие возможности в этом плане у Морских сил ФПС?
— Наше участие в переходе — событие исключительное. Не так часто корабли переходят с одного морского театра на другой. Ветераны говорят: “Не помним, чтобы такой переход был за последние 10—15 лет”. Тем более отряда кораблей, да с заходом в порты двух зарубежных государств.
— Какую оценку в международном и военно-дипломатическом плане заходу кораблей дали власти Дании, Норвегии и российские официальные представители?
— Отзывы были и по телевидению, и в прессе. С помощью сотрудников наших посольств в Дании и Норвегии мы познакомились с этими материалами. Отклики позитивные.
— Интересен и частный момент. В беседе с начальником полиции в норвежском городе Сеуда он признал, что к нему стекалась вся информация во время пребывания наших кораблей в порту. Не единого замечания не поступило.
— Пусть это оценят наши начальники.
— Вячеслав Александрович, в данной ситуации наши корабли — лицо погранслужбы, лицо страны. На ваш взгляд, соответствуют ли мероприятия, проведенные на корабле для иностранных гостей и официальных лиц, нормам дипломатического и военно-морского этикета?
— Нам очень трудно было выполнить эту задачу — достойно представить себя особенно в Копенгагене. Потому что как такового опыта практически не было. Мы в основном руководствовались приказами и положениями Военно-морского церемониала. Стремились в максимальной степени выдержать протокол и этикет. Внешне, на мой взгляд, все было достаточно пристойно. Противоположная сторона, наверное, более объективно это оценит.
— Означает ли передислокация кораблей, что для такого класса судов Балтика тесновата, а на Севере и Дальнем Востоке они нужны? Связано ли это с какими-то выходами ФПС на новые рубежи?
— Действительно, в пределах “морского пространства” Калининградской пограничной группы исключительная экономическая зона занимает небольшое место. А эти корабли уникальны потому, что способны длительное время нести службу в отдаленных районах — при любых погодных условиях и огромной экономии топлива. Даже самые экономичные на сегодняшний день суда ни в какое сравнение с “Плутоном” и “Стрельцом” не идут. Директор ФПС по достоинству оценил эту уникальность.
— Интерес представляет не только Арктика, но и Дальний Восток: Тихий океан, Охотское море. Давайте все-таки смотреть правде в глаза: эти корабли — вчерашний день. Ну прослужат они еще лет 5—10. А есть ли в проекте суда примерно такого же класса, которые будут служить в XXI веке?
— То, что мы сегодня имеем, должно быть в строю до 2000—2005 года. Затем мы должны выйти на строительство новых кораблей, способных решать задачи в арктической зоне. Фактически это будут авиационно-корабельные комплексы: большой экономичный корабль водоизмещением 2000—2500 тонн, способный длительное время находиться в море, и вертолет на борту. Будущее за малыми корабельными средствами, обладающими высокой скоростью и маневренностью, способными реализовать свои качества при обнаружении цели. Такая кораблестроительная программа сейчас готовится. Мы провели целый комплекс исследований, обсудили наши планы с ведущими специалистами судостроения. Поскольку эта программа очень дорога, то к строительству кораблей мы сможем перейти тогда, когда государство будет достаточно богатыми или когда мы найдем новые источники финансирования. Директор ФПС подчеркивает, что авторитет нашей службы будет возрастать за счет освоения морских пространств. По своей протяженности морские рубежи России составляют две трети всей госграницы. С возрастанием роли операционных зон, когда мы ушли в двухсотмильную зону, объем и степень важности задач резко возросли. Теперь, кроме охраны государственной границы, будем защищать национальные интересы с морских направлений. Этим и обусловлено создание морской охраны в рамках ФПС, куда войдут морские силы. К подобному варианту пришли многие государства. То есть к специальной организационно-штатной структуре, которая будет решать задачи по защите государственной границы и наших морских богатств, биоресурсов в исключительной экономической зоне и на континентальной шельфе.
— Но нет ли сейчас дублирования морскими пограничниками задач, которые раньше выполнял ВМФ?
— ВМФ никогда не занимался охраной биоресурсов, борьбой с контрабандой и незаконной перевозкой наркотиков. Это наши специфические задачи. В законе “О государственной границе” записано, что ВМФ решает задачу охраны государственной границы в подводной среде. То есть это чисто их задача. Другие же задачи на море решаются только морскими силами ФПС. Хотя мы тесно взаимодействуем с ВМФ.
— Насколько реально, что этим кораблям в Мурманске будет оказан весь необходимый комплекс обслуживания? Не получится ли так, что они придут и будут стоять у стенки?
— Главный штаб ФПС и командование морских сил, конечно, предвидят возможное негативное развитие событий и сделает все для того, чтобы подобное не случилось. Несколько месяцев назад мы открыли штат для этих кораблей. Назначены люди, они должны принять заведования. Корабли выйдут в Баренцево море охранять государственную границу. Из тех 300 тонн топлива, которое мы получили, на переход ушло только 80. Оставшегося хватит, чтобы в течение года активно нести службу.
— Что дополнительно планируется поставить на эти суда в Мурманске?
- Планируем дополнительно усилить артиллерийское вооружение. Поставить артустановку и один крупнокалиберный пулемет. Хотя в принципе даже одной артустановки достаточно, потому что мы не воюем, а охраняем и защищаем морскую границу. Будем прорабатывать вопрос по установке вертолета.
Владимир РОЩУПКИН.