Выход из ДРСМД: кому выгодно и будет ли война?

Новый виток напряженности между Россией США на этот раз коснулся договора о ракетах средней и малой дальности. В частности, президент Соединенных Штатов, Дональд Трамп заявил о возможности выхода из договора, поскольку "Россия его не соблюдает".

При этом, глава Штатов все же упомянул, что "переговоры возможны". Но тут есть нюанс, в своей речи Трамп упомянул еще и Китай, который в этот двусторонний договор не входит вообще никак. Стоит напомнить, что договор РСМД был подписан в 1987 году Рейганом и Горбачевым на волне политики "разрядки". И в контексте "обещаний" не продвижения НАТО на Восток, выглядел вполне логично. Потому что малая и средняя дальность со стороны СССР — это аккурат то, что могло бы в случае глобальной войны попасть по Европе. Для США же такие ракеты выглядели бы просто балластом. НО, как мы знаем, и НАТО стало расширяться, и СССР в итоге закончился, как государство.

Нарекания с российской стороны к США по поводу "обхода" этого договора начались еще несколько лет назад, когда на базах НАТО в Румынии и Польше США разместили установки, способные запускать ракеты "Томагавк". Что, в целом, явилось первым шагом к нарушению договора.

Более того, в силу того, что договор был двусторонним, а мир не стоит на месте, пока США и Россия вели такую дипломатическую политику взаимного сдерживания, остальные государства не стояли на месте и развивали ракеты малой и средней дальности. Это касается в первую очередь азиатских стран, и в первую очередь того же Китая. Который сейчас является стратегическим союзником России и с которым Штаты по воле Трампа вступили в "торговую войну".

Стратегическое партнерство между РФ и КНР недавно, в ходе встречи с Си Цзиньпином подтвердил глава Администрации Президента РФ, Антон Вайно, который в Пекине заявил следующее: "Председатель Си Цзиньпин, прежде всего, хочу вам передать дружеские приветы и наилучшие пожелания от президента России Владимира Владимировича Путина.

Он с теплотой вспоминает ваши беседы во Владивостоке на полях Восточного экономического форума и ждет встречи на полях G20 в Буэнос-Айресе в ноябре". Также, глава кремлёвской администрации отметил: "Стратегическое сотрудничество с Китаем — безусловный приоритет внешней политики России. В основе поступательного развития российской-китайских отношений лежит традиционная дружба наших народов, взаимное уважение к интересам друг друга и стремление к сотрудничеству".

Кстати, еще несколько лет назад американские аналитики, историки и советологи начали утверждать, что одним из провалов внешней политики США было допущение такого сближения России и Китая. В отличие от времени, когда благодаря "дипломатии пинг-понга" Китай удалось отдалить, а то и противопоставить политике СССР. Впрочем, в этом немалую роль сыграла и политика Никиты Сергеевича Хрущева. Но это, уже, как говориться, тема для исторического исследования.

На сегодняшний же день, Россия, несмотря на санкции и прочее глобальное противостояние с Западом, остается одним из гарантов глобальной безопасности. И на Востоке, и на Западе. Что касается Запада, то уже в ноябре состоится Мюнхенская конференция по безопасности, которая впервые пройдет в Минске. И на которой могут состояться переговоры Путина, Меркель и Макрона. И это снова "слишком тесное сближение" европейских ведущих держав с Россией.

При этом, как отмечают авторы ряда телеграм-каналов, "Безусловно, в Минске мы услышим речь Путина, которую растиражируют все ведущие СМИ мира.

Прелюдию к ней уже услышали — тот самый тезис про врагов, которые "сдохнут, не успев раскаяться".

Наши источники в АП сообщили некоторые детали подготовки к Минску:

  • — ВВП пишет речь сам, много консультируется с Шойгу, Патрушевым и Козаком;
  • — Позиция России и Белоруссии полностью скоординирована, в том числе по усилению российского военного контингента и укрепления совместных систем ПВО;
  • — На Белоруссию оказывается большое внешнеполитическое давление со стороны Украины и США (через Польшу), но впервые с начала 2018 года Лукашенко занял однозначно пророссийскую позицию, несмотря на осторожное возражение со стороны главы МИД В. Макея;
  • — Особый акцент в выступлении ВВП будет сделан на усиление партнерства России и Китая в военной сфере;
  • — Наметившийся союз "Беглов-Козак" ослабил позиции В. Суркова по вопросам Минского переговорного процесса.

Кроме того, в том числе — в рамках подготовки своей речи — для сверки некоторых позиций Путин созванивался с Эрдоганом, Макроном и Меркель".

Это, впрочем, пока "инсайды из Телеграма", но ряд любопытных моментов в данном высказывании есть.

Во-первых, упоминание речи Путина на Валдайском клубе, где, хоть и в довольно жестких формулировках, глава России отметил, что в российской военной доктрине есть только ответный, а не превентивный удар. Но разного рода "прогрессивной общественностью" эти слова, несколько раз подчеркнутые Путиным, были намеренно проигнорированы. И поднялся панический вой "о маньяке с ядерным оружием".

Тут, кстати, любопытно, что такая историка поднимается каждый раз, когда Путин касается темы ядерных вооружений и возможной глобальной войны. Вспомнить хотя бы его интервью из фильма "Мирпорядок 2018" в котором глава государства заявил: "Если кем-то принято решение уничтожить Россию, у нас возникает законное право ответить. Да, для человечества это будет глобальная катастрофа, для мира будет глобальная катастрофа, но как гражданин России, как глава российского государства, хочу задаться вопросом: а зачем нам такой мир, если не будет России?".

Фильм вышел еще в начале марта этого года, и с тех пор Владимир Путин ничего принципиально нового по данной теме не заявляет, а повторяет эту простую мысль о неотвратимом ответном ударе. Но истерика каждый раз, как будто глава РФ анонсирует Армагеддон в собственном исполнении.

Впрочем, если отбросить эмоции и посмотреть на эти тезисы от Путина сугубо прагматически, они означают одно: глава РФ абсолютно уверен в том, что такой ответный удар состоится и будет фатален для противника.

А это значит, что с нашими стратегическими, в том числе и ядерными вооружениями, на данный момент всё в порядке. И это же означает, что с таких позиций силы можно и нужно обсуждать глобальную безопасность.

То есть, действительно, Россия усиливает свое влияние в сфере безопасности, как минимум, в европейском регионе, который США уже многие годы считает своей, практически полностью подконтрольной территорией. Хотя в последние несколько месяцев между ЕС и США и пошли серьёзные экономические разногласия.

И в этом контексте, как отмечают некоторые аналитики, шаги США по анонсированию выхода из договора о РСМД, "это не о том, что у России и Америки какие-то зарубы — это дело житейское. Это о том, что Америка сбрасывает балласт. То есть: не гарантирует Европе защиту, если вдруг русским взойдёт в голову блажь".

Кстати, в ответ на заявление Трампа, заместитель главы российского МИД, Сергей Рябков уже дал вполне определенный комментарий, по поводу возможных действий России в случае расторжения договора.

Замминистра, в частности, заявил, что "Неоднократно говорилось с российской стороны, что никаких оснований для обвинений в том, что Россия якобы нарушает этот договор, у американцев нет. Тогда нам ничего не останется, кроме как предпринимать ответные меры, в том числе военно-технического характера. Но не хотелось бы до этого доводить".

Тут есть бюрократическая тонкость, договор о РСМД бессрочный, но предполагает право одностороннего выхода, если у выходящей стороны есть неопровержимые доказательства нарушения другой стороной этого договора. У США таких доказательств, естественно, нет.

Но в том и дело, что США уже многие годы вообще "не заморачиваются" какими бы то ни было доказательствами, мотивируя те или иные свои внешнеполитические, а то и военные решения. Ну, вот оправданного Милошевича все помнят, да и "химическое оружие", которого в Ираке не оказалось — тоже.

Британия с "делом Скрипалей", которая уже присоединилась к заявлениям Вашингтона, в общем тоже теперь решила вести дипломатическую работу в подобной стилистике — также не является вменяемым партнером по диалогу. Так что "военно-технический" ответ, который обозначил Рябков, это классическое "Si vis pacem, para bellum". Равно, как и слова Путина на заседании Валдайского клуба.

Вообще же, стоит вспомнить, что о моральном устаревании договора, говорили и российские чиновники от обороны. К примеру, в 2007 году, тогдашний министр обороны Сергей Иванов, в одном из интервью отмечал "России не мешало бы обзавестись ракетами средней и малой дальности хотя бы потому, что они есть у Индии, Пакистана, Кореи, КНР, Ирана и Израиля.

Эти страны расположены недалеко от наших границ, и не учитывать этого мы не можем. Только две страны не имеют права обладать этими ракетами: Россия и США. Вечно так продолжаться не может".

В 2013 году, Владимир Путин также и примерно в подобном ключе касался темы договора: "напомню, что Советский Союз в своё время, а затем и, естественно, Российская Федерация отказались от этой системы — от ракет средней дальности, подписав с американскими партнёрами соответствующее соглашение.

Правда, не очень понятно, зачем тогда Советский Союз это сделал, имея в виду, что для американцев эти системы вообще не актуальны, им их негде применять. А для Советского Союза и для сегодняшней России, особенно с учётом того, что другие наши страны-соседи эти ударные системы развивают, такое решение было, по меньшей мере, спорным".

И как отмечают в одном из телеграм-каналов, "Договоры России и США, заключенные в лохматых брежневско-никсоновских и горбачевско-рейгановских годах так же актуальны, как Берлинская стена. Взять тот же Договор по ПРО. Пока мы с нашими американскими партнёрами сдерживали ПРО друг друга, Пакистан и ЮАР обзавелись ядерным оружием, а Ирак продемонстрировал успехи в создании баллистические ракеты на базе советских. Ну и Буш-младший закономерно вышел из этого договора".

С другой стороны, есть и куда более пессимистичный взгляд на расторжение договора: "Отсутствие договора РСМД означает, что каждая из высоких сторон, достанет условный пистолет "средней и меньшей дальности", взведёт курок и приставит к виску оппонента.

Уровень безопасности в Европе это точно не повысит.

Когда подлетное время изделий к важным объектам инфраструктуры и обороны составит 5-7 минут, а это 100% случится после превращения действия договора, с "пальцем на кнопке" будем сидеть круглосуточно".

Но, как бы цинично это не прозвучало, сейчас система глобальной безопасности, а тем более ядерного сдерживания, уже несколько десятилетий именно так и работает: все держат стволы у виска "дорогих партнеров", будь они западными или восточными. И пока, в общем и целом, более или менее, такая система работает.

При этом, как отмечает канал "Всевидящее око", список причин по которым США объявляют о возможном выходе из договора крайне велик, и вообще, может быть мотивирован экономическими причинами. "Вобще-то список вариантов тут так велик, что сложно остановиться на каком-то одном (а также нельзя исключать, что причин сразу несколько)

  • — чтобы оборонные бюджеты
  • — потому что им кажется, что экономические санкции недостаточно действенны
  • — потому что экономические санкции действенны и надо усугублять
  • — потому что нас хотят втянуть в новую гонку вооружений
  • — и т. д".

При этом, авторы канала отмечают: "Тут вопрос в другом: наша реакция. А наша реакция, по всему, не зависит от того, с какой именно целью США собираются это сделать. Путин еще год назад обещал "симметричный и немедленный ответ".

И да, что касается втягивания в гонку вооружений… потому что сейчас на эту тему уже многие завелись. Между тогда и сейчас есть большая разница: у нас — не плановая экономика. Повторить советский эксперимент не получится, хоть ты тресни. Поэтому даже если США на этот фокус рассчитывают, получиться может примерно так же неоднозначно, как с санкциями.

Ну и, если вдуматься, у них неоднозначно с санкциями выходит не только в отношении России. Да и с ядерной сделкой по Ирану — тоже не очень однозначно вышло. Потому что тактика запугивания, которую американцы очень любят, стала давать сбои. Пока что они пытаются давить сильнее, но у любого воздействия есть пределы. А его усиление — усиливает и отдачу тому, кто давит".

Кстати, параллельно с официальным заявлением о выходе из ДРСМД, пошли уже некие "анонимные, со ссылкой на высокопоставленные источники в Белом Доме" истории о "подготовке США документов о выходе из СНВ-3", что, в общем, тоже серьёзная тема, но и здесь нам есть чем ответить: "Прежде всего система, известная как "мёртвая рука". Гарантирующая, что даже в случае полного уничтожения системы управления РВСН России по США будет нанесён удар возмездия.

Необходимо начать боевое развёртывание ракетных комплексов морского базирования с крылатой ракетой стратегического назначения КС-122.

Ещё у нас есть "P-500" — крылатые ракеты средней дальности. И Х-102 — радиус поражения которых как у СС-20 "Сатана" — 5500 километров. Такие комплексы можно развернуть на территории Сибири, разместив их на грузовиках или железнодорожных платформах, которые практически неуязвимы для обезглавливающего удара.

Отдельно выделим самоходную суперторпеду "Статус-6" с боеголовками большого калибра, до 120 мегатонн. Как уверяют разработчики, её применение инициирует разрушительные геофизические процессы на территории США — "рукотворный Йеллоустон" с плохо предсказуемыми последствиями".

И здесь снова обращает на себя внимание важный нюанс — все эти системы, а особенно "Мертвая рука" работают именно в концепции "ответного удара", но никак не превентивного.

При этом, аналитики постоянно упоминают "гонку вооружений" с экономической точки зрения, и спорят по поводу того, устойчивее ли нынешняя российская экономика советской плановой, или же она настолько же нестабильна и привязана к нефти. В общем, не будет ли наращивание вооружений Россией ударом по всем сферам жизни граждан страны, кроме, разве что оборонной промышленности?

Как пишут в одном из телеграм-каналов: "Рейган подписывал с Горбачёвым договор по РСМД на фоне обвала цен на нефть и неспособности СССР продолжать гонку вооружений.

Поэтому ослабление "ракетной удавки" Вашингтон не мог не обусловить дополнительными уступками со стороны Москвы.

Сейчас Трамп расторгает ДРСМД по сходной причине.

Ему тоже нужно лишить Россию союзника — только, на сей раз, не западного, а восточного -Китая.

При этом нельзя сказать, что российская экономика намного устойчивее советской.

И новый раунд гонки вооружений для России не менее опасен, чем для позднего СССР.

Особенно, если цены на нефть опять пойдут вниз.

Но в середине 80ых нефтяную подножку Советскому Союзу поставила Саудовская Аравия.

Чему способствовало сближение Эр-Рияда с Вашингтоном.

А теперь в свете убийства саудовского журналиста, взаимоотношений Белого дома и главной нефтяной монархии, наоборот, ухудшаются.

Тогда как Москва старается не давать поводов для ссоры с Эр-Риядом.

Давление Запада на СА, наряду с санкциями в отношении Ирана, играет, скорее, на руку нефтяным "быкам", нежели "медведям".

Хотя, конечно, обвала котировок тоже исключать нельзя.

Другое дело, что этот обвал может вызвать резкое замедление китайской экономики -как результат подорожания энергоносителей, "торговых войн" и прочего давления со стороны США. Включая, кстати, и "ракетные" демарши в отношении России".

Одним словом, даже самые пессимистичные экономические оценки в адрес РФ все равно сводятся к тому, что и для США подобного рода "войны" могут выйти очень дорого, можно даже сказать, критически дорого. А Трамп мотивируется, все же, в первую очередь экономическими, коммерческими интересами, поэтому, у предположений, что нынешние заявления про выход из ДРСМД скорее не факт, а шантаж имеют под собой некоторый весомые основания.

Тем более, что несмотря на эту риторику, помощник президента США по национальной безопасности, Джон Болтон, все равно приезжает в Москву с официальным визитом, для переговоров. И на повестке встречи, не только Сирия и Иран, но и планы на следующую встречу Путина и Трампа.

Вообще, обычно накануне "большой войны" встречи на высшем уровне между государствами с взаимной "предвоенной напряженностью" вот так легко и непринужденно не проводятся. Так что, здесь, наверное, всё же не стоит нагнетать панику.

С другой стороны, нельзя не отметить, что риторика США в отношении выхода из договора об РСМД, как минимум, на уровне медиа и общественного сознания, порождает дополнительную напряженность. И идет ли речь об очередном геополитическом изменении всего мира, об экономическом шантаже, или о попытке "развести" Китай и Россию — в целом пока не так важно.

Куда важнее, что судя по заявлениям российских официальных лиц и в первую очередь российского президента, мы готовы к любым изменениям и нам есть чем на эти изменения ответить.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *