МВД России подготовит проект нового закона "О милиции" до 1 апреля. Об этом в среду заявил министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Это будет самый демократичный закон: над ним работают ученые, политики и правозащитники. Затем он будет опубликован для общественного обсуждения. Однако эксперты, опрошенные "Правдой.Ру" полагают, что только закон проблемы не решит. Систему нужно менять, говорят они.
Кадровую проблему называет одной из главных для современной российской милиции заместитель генерального директора Фонда "Центр политических технологий" Сергей Михеев. "В милиции очень много людей, которые последние годы приходили туда с совершенно однозначным намерением — сделать из своего места работы место криминального промысла. С этим спорить даже бессмысленно", — говорит он.
"В общем и в целом нужно, конечно, создать систему которая бы избавлялась от этих кадров", — полагает политолог. "Но тут же появляется и другая проблема, — говорит он, — от старых кадров можно избавиться, а где взять новых?"
"И здесь, мне кажется, надо понимать, что один закон о милиции ничего не изменит. Необходимо менять информационную и идеологическую парадигму в обществе, потому что, пусть это звучит лирикой, но это правда — мы уже много лет проповедуем простую вещь: главное — мой личный интерес, а все остальное не имеет никакого значения".
"Ради своего личного интереса можно все, если тебя на хватают за руку. Можно спорить, можно не спорить, но именно такая мораль главенствует в обществе как минимум последние лет 15 -20. Причем, более того, она является единственной и безальтернативной, поддерживаемой СМИ, всевозможными идеологемами и т. д."
Читайте также: Против коррупции совместно с Transparency International
"Это, на мой взгляд, совершено криво, бездарно и неправильно понятый либерализм, — говорит Михеев. — Якобы либерализм, потому что на самом деле к либерализму это имеет достаточно далекое отношение. Это скорее социал-дарвинизм, одно из самых звериных учений в ультра-либерализме".
"К сожалению, — подчеркнул политолог, — такой взгляд на вещи поддерживался достаточно долгое время и нашим государством".
"Без изменения атмосферы в обществе, без возрождения каких-то морально-нравственных ориентиров — как бы это не казалось наивно — ничего не получится. Потому что новым кадрам будет взяться неоткуда. Вот это, как мне кажется, и есть главная проблема. И она гораздо шире, чем закон о милиции", — сказал Сергей Михеев.
Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Дмитрий Вяткин также полагает, что "проблемы, с которыми сталкиваются органы правопорядка и, в первую очередь, органы внутренних дел — не связаны с несовершенством закона". "Что-то разладилось в самом механизме работы данного ведомства", — сказал он в беседе с корреспондентом "Правды.Ру".
Лечить застарелые болезни правоохранительных органов необходимо комплексом мер, полагает Дмитрий Вяткин. "И очевидно, что принятие нового закона — это только первый этап начала реформирования, реформы законодательства и милиции", — говорит он.
"Совершенно очевидно,что необходимо предпринять целый комплекс мер организационного, кадрового, законодательного характера, — сказал политик. — Т. е. надо менять кадровый состав, надо усиливать техническое оснащение органов внутренних дел. А для того, чтобы деятельность была более открытой, необходимо автоматизировать очень многие процессы. Самое главное — надо снять систему отчетности и оценки деятельности органов деятельности внутренних дел. Как только будет кардинальным образом изменен подход к оценке деятельности органов внутренних дел, надо уходить от палочной системы — это совершенно очевидно и процесс этот долгий".
"И не надо тешить себя надеждами, что через несколько месяцев, к началу следующего года, мы получим систему, полностью лишенную всех тех недостатков, которые есть сейчас. Процесс достаточно длительный, но меры надо предпринимать кардинальные, здесь полумерам не обойтись. Кардинальные меры во всем — начиная от законодательства и заканчивая кадрами", — резюмировал Дмитрий Вяткин.
В свою очередь, вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб с одной стороны отметил, что закон о милиции, конечно, устарел. "Закону о милиции уже больше полтора десятка лет. Насколько я знаю, он был принят в начале 90-х годов. С тех пор совершенно изменились условия работы милиции, требования гражданского общества к правоохранительным органам, требования к кадрам. Т. е. условия работы — социальные, правовые, экономические, психологические — изменились".
"Закон регулирует общественные отношения и, соответственно, он должен учитывать все изменения, — подчеркнул Владислав Гриб. — Закон 90-х не может учесть эти изменения. Поэтому, если мы хотим менять милицию и проводить реформы, мы должны менять законодательство, так как без этого нельзя изменить нормативную базу. Эта необходимость давно назрела".
С другой стороны, как полагает вице-президент Общероссийского союза юристов, "одним законом, одной концепцией эту фразу не изменить — что "не граждане для милиции, а милиция для граждан".
"Потому что у нас милиция из граждан, — подчеркивает Владислав Гриб. — И тот же Рашид Гумарович говорит, что милиция отражает культуру правосознания народа. Нам нужно кардинально изменить подход к формированию милиции и к ее роли в обществе. У нашей милиции много излишних функций, обязанностей и компетенций. Должно быть одно — охрана прав наших граждан. А у нас она занимается многими несвойственными ей функциями".
"Второе, — продолжает Гриб, — надо повысить роль, авторитет милиционера в обществе. Последние события показывают, что все-таки нужен авторитетный милиционер. А для этого, возможно, потребуется даже, чтобы участковые избирались населением, чтобы был публичный отчет начальника милиции перед структурами гражданского общества. Нам необходимо внедрить институт общественного контроля за милицией. А у нас его еще нет.
Кроме того, подчеркнул вице-президент Общероссийского союза юристов, "милиционер у нас должен быть на вес золота. Это должен быть порядочный профессиональный авторитетный человек. Надо брать не количеством, а качеством. В этом плане мы еще отстаем".