Куда плывет "Мистраль"?

Контракт на поставку вертолетоносцев будет заключен в конце нынешнего года. Об этом в минувший четверг заявил начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров.

Вовсе не факт, что это будут французские корабли "Мистраль", возможная покупка которых обсуждается уже почти два года. Для начала будет проведен конкурс (который еще не был объявлен), в котором, по словам Макарова, ожидается участие компаний как минимум из четырех стран - Франции, Нидерландов, Испании и России. По словам начальника Генштаба, победителем станет тот "кто предложит наиболее качественный корабль, меньшие сроки и меньшую цену".

Вполне разумный подход, без сомнения. Но при этом ранее в прессе звучали предположения, что тендер на поставку вертолетоносцев не более чем формальность. Дескать, вопрос о покупке именно французских "Мистралей" уже решен. К тому же российские компании "живой" корабль предложить не могут - его попросту нет. В отличие от тех же французов, голландцев, испанцев или корейцев.

По сути, покупка вертолетоносцев за границей может стать первой подобной сделкой для российской армии едва ли не за последние сто лет. Отсюда такое внимание к этой теме. Ну и стоимость, конечно - 450 миллионов евро за первый французский "Мистраль"... Плюс еще столько же за лицензию на производство корабля.

Напомним, что возможны несколько схем покупки и производства вертолетоносцев: "два плюс два" (два "Мистраля" создают на французских верфях, два следующих - на российских), "один плюс три" (один во Франции, три в России). Именно последний вариант более всего устраивает российскую сторону.

В Париже, правда, настаивают на прямо противоположном варианте - "три плюс один". Оно и понятно - свои верфи чем-то нужно загружать... Вообще говоря, российский заказ - если он последует - может спасти от банкротства верфь в Сен-Назере. Во Франции очень хотят заключить этот контракт. Даже несмотря на давление Соединенных Штатов и союзников по НАТО из Восточной Европы. Хотя нельзя сказать, что схему "три плюс один" французы готовы отстаивать до победного конца - президент Николя Саркози называл вариант "два плюс два" "разумным"...

Фото: AP

А вообще, нужны ли российскому флоту корабли подобного класса? В Генштабе уверены - нужны. Ранее Николай Макаров в интервью телеканалу Russia Today так обосновал необходимость вертолетоносцев: "У нас нет кораблей подобного класса. Наши большие десантные корабли где-то в три-четыре раза меньше "Мистраля". Это не только десантный корабль - его многофункциональность очевидна: это и вертолетоносец, и штабной корабль, и десантный корабль, и госпиталь, и просто транспортный корабль, и любую новую функцию ему придать очень легко в самые короткие сроки. Кроме того, в составе ВМФ "Мистраль" будет заниматься транспортировкой людей и грузов, борьбой с подводными лодками и спасением людей при чрезвычайных ситуациях".

Можно еще добавить, что толчком к появлению в составе российского военно-морского флота вертолетоносцев послужили события августа 2008 года. Позже представители Минобороны заметили, что будь у России корабли, подобные "Мистралю", флот решил бы возложенные на него задачи за 40 минут, а не за сутки.

Читайте также: У страха глаза велики, или Морской бой по-эстонски

Впрочем, у некоторых военных экспертов необходимость приобретения вертолетоносцев вызывает сомнения. По словам эксперта Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, подобный корабль российскому флоту попросту не нужен. Он слабо вооружен, для защиты вертолетоносца нужен эскорт из крейсеров и эсминцев, корабли подобного типа предназначены для решения задач, которые перед ВМФ России не стоят (вроде заброски десанта на дальние расстояния), оборудование "Мистраля" несовместимо с российской техникой (вертолеты в лифты не помещаются) - а переделка выльется в дополнительные траты. Да и корабли будут поставляться без электронной "начинки" - НАТО не позволит.

Скептичное отношение Анатолия Цыганка разделяет президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. Он согласился с мнением о том, что вопрос о проведении тендера по сути является формальностью: "Тендер - это игра в рынок, игра в демократию. Все основные договоренности уже достигнуты на самом высоком уровне".

По его мнению, неясно предназначение "Мистраля" - "с геополитической точки зрения не видится, куда мы будем высаживать десанты".

Вместе с тем, Леонид Ивашов сказал, что "сегодня разгорается борьба за контроль над арктическими ресурсами, под контроль усиленно берутся стратегические морские коммуникации".

"Мистраль" мы можем использовать для поддержки калининградской группировки наших войск, в каких-то локальных операциях", - заметил он.

Вместе с тем, эксперт указал на то, что подобный корабль "слабо защищен и это прекрасная цель для противника".

"Для того, чтобы этот корабль как-то обезопасить при использовании в операции, нужен серьезный эскорт кораблей прикрытия - и зенитные, и противолодочные корабли. Стратегия его применения вызывает большие сомнения", - отметил Леонид Ивашов.

Фото: AP

"И еще вопрос - почему мы бросились закупать за рубежом, когда наши верфи стоят? Да, конечно, не получая много лет военного заказа, они не могут сегодня выдать готовый проект на тот или иной корабль. Но сегодня и не столь напряженная обстановка, чтобы требовать корабль завтра. Если бы создали мощное объединенное конструкторское бюро или кооперацию, как это всегда делается, подключили и опытные кадры, и молодежь, которая обретала бы этот опыт... И было бы финансирование и предварительное, и окончательное, то мы бы поднимали свою оборонную промышленность, готовили бы кадры, формировали бы новые конструкторские идеи и все было бы нормально", - сказал Леонид Ивашов в беседе с корреспондентом "Правды.Ру".

Впрочем, критическое отношение к вертолетоносцам и всему, что с ними связано, разделяют далеко не все эксперты. По мнению главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, тендер на закупку кораблей подобного класса не является формальностью, "потому что в рамках его комиссия будет оценивать все поступающие предложения".

По мнению эксперта, стоит говорить о том, что французский "Мистраль" имеет явные преимущества перед конкурентами. "Во-первых, Министерство обороны склоняется к закупке именно данного корабля. Во-вторых, сделка по "Мистралю" является частью более широкого политико-экономического соглашения между Москвой и Парижем. Франция наш естественный партнер и союзник в Евросоюзе, и это обстоятельство тоже должно учитываться. В любом случае, оружейные сделки носят не только коммерческий, но и политический характер. Поэтому надо учитывать все аспекты", - сказал Игорь Коротченко "Правде.Ру".

По его мнению, очевидно, что два корабля будут построены во Франции, два в России по лицензии. "Мы также получим определенные технологии из Франции. Вертолетная группа, которая будет там базироваться, будет состоять из российских машин. В этой связи понадобится определенное перепроектирование - увеличение высоты ангаров, в которых будут базироваться вертолеты. Кроме того, учитывая, что "Мистраль" в том числе поступит на Тихоокеанский и Северный флот, необходимо будет ледовое усиление корпуса для обеспечения плавания применительно к российским акваториям", - отметил эксперт.

По словам Игоря Коротченко, приобретение корабля такого класса является логичным шагом, особенно с учетом опыта грузино-югоосетинского конфликта, "который показал, что вертолетоносец, который одновременно может выполнять функции командного корабля, нам необходим".

Отвечая на вопрос о возможностях российских верфей в постройке вертолетоносцев, Игорь Коротченко заявил, что "теоретически такая возможность у нас существует".

"Но главной проблемой у нас всегда является вопрос времени. Насколько известно, Министерство бороны хотело бы получить корабли в срок, не превышающий 36 месяцев с момента подписания контракта. В данном случае будем считать, что компромиссное решение, которое будет принято по "Мистралю", должно всех устроить. Потому что та же самая российская Объединенная судостроительная корпорация в любом случае будет привлечена в качестве одной из сторон реализации проекта в рамках того совместного предприятия, которое, очевидно, будет создано с Францией", - сказал эксперт.

В общем, ситуация отчасти напоминает аналогичные проблемы с беспилотниками. То есть современных аппаратов у России нет, но они, без сомнения, нужны. Создавать свои - долго и дорого. За границей купить можно, но вовсе не факт, что это будет выгодная покупка...

По сути, проблема заключается даже не в том, что каких-то видов вооружения у России либо нет, либо имеющаяся техника сильно отстает от зарубежных аналогов. Вопрос стоит так - надо ли покупать недостающее за границей (и добиваться при этом локализации производства в России) или поручить российским компаниям соответствующие разработки (без гарантированного результата, но зато с получением опыта - что может быть порой не менее ценно). У обоих вариантов есть свои сторонники и противники, но встает еще и проблема нехватки времени - современное оружие и техника российской армии нужны сейчас, а не через 15-20 лет...

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить