Подводников выручает "подводный" юмор

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Вообще, история подводного флота началась еще в конце XIX века, когда в 1880 году по чертежам Степана Джевецкого были построены подводные корабли, которые управлялись гребцами. А 19 марта 1906 года в так называемый классификатор судов военного флота была включена новая строка — подводные лодки.

Тогда в классификацию флота был включен совершенно новый класс боевых кораблей — подводные лодки. В состав императорского флота были включены 20 субмарин: "Дельфин", "Форель", а также построенные к тому времени субмарины типов "Касатка", "Сом" и "Осетр". Первая из них, "Дельфин", была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

9 апреля того же года царским указом был учрежден Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве (ныне город Лиепая в Латвии). Это было первое узаконенное подводницкое соединение в русском флоте. Ну, а самая первая бригада подводных лодок была сформирована в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалась там же, в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

После военного переворота 1917 года этот профессиональный праздник отмечать перестали, но почти восемь десятилетий спустя праздник был возрожден. 15 июля 1996 года Главнокомандующий ВМФ России адмирал Феликс Громов подписал приказ, в котором предписывалось отмечать День моряка-подводника ежегодно, 19 марта.

В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. После революции подводный флот в связи с общей разрухой в стране был как бы забыт. Но как только отечественная промышленность хоть немного возродилась, строительство боевых субмарин продолжилось. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

А уже к 1961 году российский флот имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных кораблей.

Длительные походы под водой, связанные с пребыванием в ограниченном пространстве подводной лодки, невероятно тяжелая служба по обеспечению стратегической безопасности страны — все это позволяет считать моряков-подводников элитой российского флота. Кстати, очень часто сами подводники говорят, что служить им в особых, неимоверно трудных условиях помогает не что-нибудь, а особенное чувство юмора. "Любовь к морю прививается трудностями службы на берегу!" — шутят моряки.

Читайте также: Последний герой легендарной субмарины

Ну, а трудности без юмора не пережить никак. И в подводницкой среде существует огромное количество самых разных баек, легенд и былей, без которых сейчас, наверное, прожить на флоте и невозможно. Вот какую интересную историю рассказал "Правде.Ру" в канун Дня моряка-подводника капитан I ранга в отставке, бывший командир атомной подлодки класса "Акула" (по классификации НАТО — "Тайфун"), а ныне журналист Александр Шауров.

Пришел минер-лейтенант на торпедную подлодку. Изучил матчасть, трубы-торпеды, возгордился. Но на торпедных лодках минер отвечает еще и за стрелковое оружие, то бишь автоматы-пистолеты в корабельном арсенале. А тут по армии и флоту катится волна всяких происшествий с тем, что бабахает. То есть как бы мода на неосторожное обращение с оружием с различными самопальными вариациями.

Как водится, за ней пошел ураган указивок: "Наказать, устранить, не допускать, доложить об исполнении!" Минер выяснил-устранил-доложил. Прошло несколько дней, а на душе у лейтенанта все как-то не спокойно. Да и новая "телега" об очередном "пистолетном" ЧП с трагическим исходом. Минер для начала присобачил к каждому пистолету и автомату инструкцию на дощечке. То есть не открутив от оружия инструкцию, из него просто не бабахнуть. Не поняло начальство, снять заставило.

А минеру все не спится — корабельные пистолеты-то на нем "висят", а ну как что… Старлея не получит, знамо дело. Горестные думы заставили работать минера головой, а это, как на флоте говорят, вообще опасно. И тут где-то услышал лейтенант, что если патроны сварить особым образом, то выстрела не будет, а по внешнему виду их от "стреляющих" и не отличить! Сварил, проверил. Не бабахает. Но… А вдруг какой нарушитель со своими личными патронами придет и бабахать начнет, безобразия нарушать и ЧП учинять? Все равно ему, минеру, ответственному за оружие, век старлея не видать. А ведь уже дырочку для третьей звездочки проколол…

И тут не организационное, а техническое решение пришло в его распухшую гуманитарную голову. Взял минер и изъял из оружия все бойки. Спрятал. То есть хоть что в пистолет пихай — все равно не бабахнет! И уехал в отпуск, довольный. А тут как назло у экипажа стрельбы. Из отпуска минера вызвали. Разборки, чекисты…

Но злого умысла не нашли — минер же, простительно. Бойки вернули на место. А старлея он все-таки дождался. Года через четыре… Интересно, что рассказывал мне эту историю "за рюмкой чая", от души угорая над молодым минером, старый кап-два. Вошла жена: "Ой, Митя, поранилась ножиком, колбаску вам нарезая!" Моего собеседника надо было видеть: "А ну ставь кастрюлю! Cейчас мы этот опасный ножичек обезопасим. Сварим вкрутую. Метод проверенный!".

19 марта отмечают профессиональный праздник не только военные моряки, но и создатели подводных судов — проектировщики, ремонтники, судостроители. Надо сказать, российские корабелы народ не менее ироничный, чем военные моряки-подводники. И у них есть свои заветные жизнерадостные истории.

Вот какую рассказал корреспонденту "Правды.Ру" в канун профессионального праздника Владимир Журавлев, ветеран крупнейшей в Европе военной верфи Севмаш, где строятся наши атомные субмарины. Более 20 лет он был членом сдаточной команды строящихся атомоходов — то есть заводского подразделения, специалисты которого выходят в море на испытания "заказов" вместе с военными моряками.

Итак, идут заводские ходовые испытания только что построенной атомной подлодки. Трое суток, как Северодвинск, где она строилась, остался за горизонтом. Лодка бороздит испытательный полигон Белого моря уже в подводном положении. Народу на борту человек четыреста — экипаж, сдаточники с верфи Севмаш, наука, военпреды, штабисты. Питание в столовой и кают-компании в шесть смен, каюты и проходы в отсеках забиты под завязку.

Кок, пришедший на лодку пару лет назад с береговой базы (для льготной выслуги) и только недавно переделанный из прапорщиков-краснопогонников в мичманы, заходит в центральный пост, спрашивает у командира: "Тащ к-р, добро наверх курнуть? Трое суток от котлов не отходил…" И резво отдраивает нижний рубочный люк. Его стаскивают за ноги с трапа уже у люка верхнего. Командир экс-прапора не наказывает: готовит уж больно вкусно и ворует немного.

Читайте также: Борьба подлодок за сверхсекретную антенну

Ехидный замполит периодически забредает в центральный, тыкает тумблер "Каштана" с биркой "Амбулатория" и мощно рявкает: "Доктор, хватит спать!" И тут же, довольный донельзя, удаляется в свою каюту. Естественно, вздремнуть. Так же регулярно, аккурат когда зам засыпает, в центральном возникает док и просит кого-нибудь позвонить в политруковскую каюту: мол, к береговому телефону начпо (начальник политотдела) базы вызывает.

Зам прибегает вечно взъерошенный, испуганный и мямлит: "Ой, сейчас точно вздрючат за боевые листки (конспекты первоисточников, планы соцсоревнований)". Поняв шутку, веселится и уходит обратно спать, чтобы ровно через час (как Штирлиц) на автомате проснуться и потревожить сон доктора. Процедура "док-зам" повторяется до бесконечности (под водой повторение — мачеха учения). Каждый раз градус оптимизма в центральном повышается.

Глядя на военных, решают повеселиться и заводчане. По общекорабельной связи звучит команда: "Наладчику такому-то прибыть в центральный пост к береговому телефону". Наладчик (у которого жена должна со дня на день родить) прибегает, хватает трубку и слышит: "Это главврач роддома, поздравляю, у вас тройня, все девочки!" Бедный парень, у которого две девки уже есть (парня хотел!), чуть не плачет.

И понуро бредет к сдаточному механику просить шила (то есть спирта) на протирку материальной части. С горя. Когда же ему объясняют, что над ним просто подшутили, "протирает" уже с великой радости… Даже не упомнится, на каком подводном "пароходе" это было. Наверное, на каждом что-нибудь такое происходит.

Замечено: чем меньше надутых щек и гонористых фигур на сдаточной АПЛ, тем лучше ходовые испытания проходят. Пожелаем того же и построенным на "Севмаше" новым российским подлодкам. Чтоб без надутых щек и с юмором!

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить