Россия всерьез намерена навести порядок со своими военными объектами, находящимися за рубежом, и определить их реальный статус. Президент Владимир Путин подписал закон о российских военных базах, направленный в первую очередь на их сохранение и развитие.
А Госдума и Совет Федерации ратифицировали соглашение между Россией и Таджикистаном о статусе и условиях пребывания в этой стране российского воинского контингента.
Нынешнее соглашение устанавливает, что российская военная база на период пребывания на территории Таджикистана защищает интересы двух государств и обеспечивает безопасность этой горной страны совместно с местными вооруженными силами. Общая продолжительность размещения российской базы в республике продлена до 49 лет: она находится в Таджикистане уже 19 лет (с 1993 года), и еще 30 лет база пробудет там по новому соглашению — до 2042 года.
В соглашении указано, что при этом российская сторона оказывает содействие в обеспечении Таджикистана, так называемым, совместимым вооружением — военной и специальной техникой в соответствии с законодательством России о военно-техническом сотрудничестве. То есть, по сути, Таджикистан как бы застраховал себя от недостатка вооружения, в первую очередь стрелкового и артиллерийского. Стоит ли напоминать, что почти все, чем вооружена армия Таджикистана — еще советского производства, а боеприпасы эта страна вообще не производит.
Cайт партии "Единая Россия" приводит слова первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Дмитрия Саблина: "С учетом приближения 2014 года, когда ожидается сокращение международного военного присутствия в Афганистане, значимость российских баз в этом регионе, очевидно, лишь возрастет. Поэтому ратификация данных соглашений, безусловно, соответствует интересам и России, и её соседей. И именно поэтому они получили в парламенте уверенную поддержку".
Депутат также обратил внимание на то, что сегодня российские военные базы в этом регионе являются важным элементом стабильности для всей Центральной Азии. Они как раз и помогают решать задачи, связанные с противодействием экстремизму и наркоагрессии в регионе.
Стоит вспомнить, к примеру, как создавалась российская группировка в Киргизии. Руководство этой страны после нападения на республику банд террористов само обратилось к России с просьбой создать там свою военную базу, что и было сделано.
Вспомним, что ни царская Россия, ни Советский Союз, собственно, никогда не обладали значительным числом военных баз за рубежом. Отчасти это объяснялось тем, что они были по преимуществу сухопутными державами и не нуждались в большом количестве удаленных мест базирования войск. После распада СССР на территории некоторых стран ближнего зарубежья оставшиеся военные объекты уничтожили за ненадобностью.
В Латвии, например, взорвали радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении "Дарьял-УМ" — латвийским военным она была не нужна, а договариваться с Россией власти страны не захотели. В государствах, достаточно лояльных к России, базы сохранились. Причем, если, например, с Белоруссией удалось договориться об их бесплатном использовании, то Казахстан сумел, между прочим, ощутимо пополнить свой бюджет за счет выплат российского Министерства обороны.
Сейчас Россия имеет 25 военных баз за пределами страны, в первую очередь на территории стран бывшего СССР. Для сравнения: США имеют таких заграничных баз более 800! Хотя, так или иначе, сами по себе эти голые цифры ничего не говорят. Китай вообще не имеет ни одной зарубежной базы, но его уже начинают в той или иной мере опасаться многие государства на территории всего земного шара.
В этой связи стоит, пожалуй, вспомнить самые основные российские военные зарубежные базы, на которых сейчас наводится порядок с законодательным статусом и снабжением. Увы, наши базы в дальнем зарубежье, в частности, во Вьетнаме (военно-морская база Камрань) или в Сирии (пункт обеспечения кораблей ВМФ в Тартусе) сейчас практически не работают. Однако не так давно с вьетнамской стороной достигнуто предварительное соглашение о возобновлении совместного использования базы в Камрани. Так что остается только ждать заключения официальных договоров.
Но основныезарубежные военные базы России, конечно, расположены в странах, расположенных на территории бывшего СССР. Так, с 2009 года в Абхазии дислоцируется седьмая объединённая военная база российских Вооружённых сил с численностью контингента до четырех тысяч человек. В том же Таджикистане, в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе (в этих трех городах расположено в общей сложности восемь российских военных городков) дислоцирована 201-я российская военная база. Численность военнослужащих базы в настоящее время — примерно 7500 человек.
В Нуреке работает оптико-электронный комплекс "Окно" системы контроля космического пространства. В октябре 2004 года достигнута договорённость о его передаче в российскую собственность. За это Россия списала долг Таджикистана в размере 242 миллиона долларов. Территория, на которой расположен узел, передана России в аренду на 49 лет. В Таджикистане остаётся также оперативная группа погранслужбы ФСБ России и советники при каждом из местных погранотрядов.
Вплоть до 10 декабря 2012 года в Азербайджане работала знаменитая Габалинская радиолокационная станция, одна из самых дорогостоящих и мощных, но уже устаревших из восьми имеющихся у России станций предупреждения о ракетном нападении. Ввиду того, что стороны не пришли к договоренности касательно арендной стоимости станции, Россия пока приостановила ее работу.
Между прочим, еще в середине 2007 года российский президент Владимир Путин предложил США совместно использовать Габалинскую РЛС в качестве элемента международной системы ПРО, но американцы почему-то от этого отказались, хотя тут была даже чисто экономическая выгода, не говоря уже о политической…
В Армении, в Гюмри, дислоцирована 102-я российская военная база с численностью личного состава около пяти тысяч человек, которая оснащена зенитным ракетным комплексом С-300 и истребителями МиГ-29. База была создана в 1995 году и несёт боевое дежурство в рамках "Объединённой системы ПВО СНГ" согласно межгосударственному договору сроком на 49 лет (до 2044 года). По этому договору плата с России не взимается.
В Белоруссии, в Ганцевичах, работает РЛС "Волга", входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении. Все недвижимое имущество и занимаемый "Волгой" и её инфраструктурой земельный участок переданы российской стороне в пользование на 25 лет (до 2020 года). На таких же условиях работает в белорусской Вилейке 43-й узел связи ВМФ, который обеспечивает связь атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов.
В Казахстане на правах платной аренды дислоцированы Государственный испытательный космодром (в составе Байконура, который сам в структуру Министерства обороны России не входит), отдельный полк транспортной авиации ВВС ВС России и отдельный радиотехнический узел Космических войск.
В Киргизии дислоцированы военно-воздушная база России Кант, испытательная база противолодочного торпедного оружия на озере Иссык-Куль и 338-й узел связи ВМФ "Марево".
На Украине Россия арендует часть причальных стенок порта Севастополь для стоянки более 30 боевых кораблей и судов. В Севастополе также базируется штаб Черноморского флота, центральный узел связи, 1472-й военно-морской госпиталь, 1096-й зенитный ракетный полк, 810-й отдельный полк морской пехоты, 17-й арсенал. На аэродромах Кача и Гвардейское базируются 12 самолётов Су-24М и Су-24МР, Ан-26, а также до 10 вертолётов Ка-27. Общая численность Черноморского флота в Крыму — около 14 тысяч человек.
С 2009 года в Южной Осетии дислоцируется четвертая объединённая военная база российских вооружённых сил с численностью контингента до четырех тысяч человек.
Стоить отметить, что большинство военных аналитиков, как свидетельствуют публикации в прессе, считают, что активность в размещении военных сил за рубежом свидетельствует об общей геополитической стратегии любого государства, в том числе и России, и направленности ее военного строительства.
При этом зарубежные военные эксперты, в первую очередь из стран НАТО, даже самые, так сказать, "замшелые" и настроенные отнюдь не ласково к нашей стране, уже второе десятилетие подряд отмечают, что Россия как таковая не имеет никаких агрессивных устремлений.