Возвращение политруков: благо или повод для паники?

Реинкарнация: нужны ли армии политруки

В российском министерстве обороны обсуждают идею создания на базе главного управления по работе с личным составом ВС главное военно-политическое управления, наподобие существовавшего в СССР ГлавПУРа.

Впрочем, официального подтверждения этой информации нет. РИА "Новости" цитирует источник в военном ведомстве: "На базе главного управления по работе с личным составом (ГУРЛС) ВС РФ в ближайшей перспективе хотят образовать главное военно-политическое управление (ГВПУ), наподобие советского ГлавПУРа, в которое могут войти структурными подразделениями несколько департаментов минобороны".

Мотивировка реализации подобной идеи выглядит, надо сказать, довольно спорно. По словам источника, идея укрупнения главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил России и расширения функций структуры принадлежит полковнику Михаилу Барышеву. Он был назначен на должность начальника ГУРЛС в мае 2017 года.

"Сейчас должность начальника ГУРЛС ВС — это штатно-должностная категория "генерал-лейтенант". После преобразования в ГВПУ категория поднимется как минимум до "генерал-полковника". К примеру, главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота — так называемый ГлавПУР — в свое время возглавлял генерал армии Алексей Алексеевич Епишев", — рассказал источник.

То есть все дело в генеральских должностях? Пока ясного ответа на этот вопрос от минобороны нет — в ведомстве информацию о реинкарнации ГлавПУРа не комментируют.

А вообще, нужна ли российское армии подобная структура? Мнением на этот счет с "Правдой.Ру" поделился директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:

— Военная реформа в нашей стране продолжается. И если посчитают, что подобное — с учетом современных условий — необходимо, то так и будет. Однако пока это только инициатива. Одно дело, управление по работе с личным составом, то, что сейчас существует, а другое — главное военно-политическое управление.

Здесь уже будет идти речь об идеологической составляющей. Военные должны понимать, какие им ставят задачи, а не как это было в советской армии. При СССР огромное внимание уделялось именно идеологическим аспектам.

Сейчас мы говорим, прежде всего, о патриотизме. К примеру, существует институт священников, которые работают в нашей армии. Они представляют разные конфессии. Но они не разъясняют политические моменты, а лишь отвечают за духовное состояние солдат и офицеров.

Отмечу, что сейчас политический аспект является немаловажным. Впрочем, пока мы может только рассуждать на эту тему. Минобороны официально о своей инициативе не заявляло.

Что касается того, нужна ли подобная структура, вернее, переформатирование существующей в новую, то это прерогатива военно-политического руководства страны.

Добавлю, что военная реформа, которая началась в 2008 году, продолжается. Вернее, ее корректировка. Идут изменения департаментов и различных сегментов.

Функции политруков сейчас выполняют сотрудники Главного управления по работе с личным составом. Их основными задачами являются совершенствование системы воспитания военнослужащих, организация морально-психологического обеспечения, работа по поддержанию уровня правопорядка и воинской дисциплины".

В главное военно-политическое управление, наподобие советского ГлавПУРа, могут войти структурные подразделения нескольких департаментов Минобороны.

Автор Анастасия Чепалда
Анастасия Чепалда — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить