Не в мирных целях: КамАЗ как оружие

Одной из популярных тем у современных журналистов, пишущих на военную тематику, является тема… самодельных боевых машин, которые создаются как боевиками различных незаконных террористических формирований, так и на государственном уровне в армиях тех стран, у которых не хватает денег на новые и современные виды оружия. Ну а чем может в итоге закончиться такое вот "техническое творчество", мы вам сейчас и расскажем…

Итак, наверное, первой страной, где в огромном количестве (иного слова и не подберешь!) "клепали" бронированные боевые машины из "всякого разного", стала Испания, вернее, республиканская Испания, где в годы гражданской войны 1936 — 1938 годов между республиканцами и националистами на заводах Барселоны и Бильбао было произведено впечатляющее количество самодельных бронеавтомобилей. И из чего только их не делали.

Резали на части… паровые котлы из высокопрочной стали и клепали из них броню для броневиков характерной, черепахоподобной формы. Там, где в наличии имелась плоская броня, из нее делали бронировку для грузовиков, располагая ее листы под углами, чтобы обеспечить возможность рикошета.

Внешне некоторые из них напоминали настоящие сараи на колесах, но что же было делать — защита людей прежде всего. Колеса также защищали бронированными кожухами. А там, где они из-под брони были все же видны, — подвешивали обычные цепи, в расчете на то, что пуля, ударившись о такую цепь, погасит свою энергию и колесу повреждения уже не нанесет!

Некоторые самодельные БА имели по два колеса на одной оси — большое, главное, и меньшее рядом. Суть "изобретения" была в том, что, провалившись в песок, колеса автоматически увеличивали площадь контакта с грунтом, и броневику было уже легче выбраться из песка.

Как и в случае с броневиком мексиканского генерала Панчо Вильи, созданным мексиканцами в начале ХХ века, если толщины одного слоя брони было недостаточно и она пробивалась винтовочными пулями, позади него ставился второй лист. То есть применялось более чем современное разнесенное бронирование, а пространство между броневыми листами старались набивать морской травой для лучшей амортизации.

В годы Второй мировой войны американские танкисты как в Европе, так и в Азии, проявляли просто чудеса изобретательности, бронируя свои танки "броней из коробок" для пищевых рационов, досками из наилегчайшего дерева — бальзы, наваривая на броню вертикально стоящие стержни (против магнитных мин!), из-за чего танки походили на морского ежа, заливали броню бетоном (!) и прикрепляли к своей основной броне листы брони, срезанной с германских танков.

Советские танкисты в Берлине наваривали на свои танки сетки от кроватей и парковые решетки, чтобы хоть таким образом защитить их от попаданий немецких фаустпатронов.

Однако все эти ухищрения относились к области защиты. Новые средства нападения если и создавались, то опять-таки вполне профессионально. В конструкторских бюро и на заводах — самоходные пушки на базе танков, бронепоезда на основе товарных вагонов.

Сегодня все не так. Распространение технических знаний, обилие мастерских, станков и инструментов, достижения химии и электроники позволяют, например, сделать дома, буквально на коленке, самодельный БПЛА, привесить под него гранату от гранатомета РПГ-7 и запустить его в сторону противника, где видеокамера "увидит" его танк, ну а оператор по изображению на своем ноутбуке легко наведет его на эту цель.

Боевики разных террористических организаций уже делали минометы из водопроводных труб, стрелявшие снарядами, сделанными из… газовых баллонов, с начинкой из обычной взрывчатки. Ливанские боевики уже запускали ракеты из тех же водопроводных труб по Израилю, а вот топливом для этих ракет служила смесь самого обыкновенного пищевого сахара и удобрения — калийной селитры!

Однако, что будет, если данная тенденция сохранится? Об этом очень хорошо в свое время (а именно еще в 1964 году!) провидчески написали братья Стругацкие в своей повести "Хищные вещи века". По их мнению, в будущем, а оно как раз сейчас и наступило, все больше совершенно мирных вещей могут быть использованы в военных целях, и именно это сегодня и происходит.

Возьмем, например, тот же самосвал КамАЗ. В его кузове, причем со стороны совершенно незаметным для постороннего глаза образом, вполне можно разместить целую батарею из сотни, а то и более труб, приваренных к днищу, и с заряженными в них минами от армейских минометов. Воспламенение зарядов происходит посредством электричества.

Низкая точность наведения с помощью подъема и опускания кузова и поворота корпуса машины компенсируется количеством выпускаемых мин! Подъедет такой вот самосвал, остановится неподалеку от цели и… обрушит на нее град снарядов, причем совершенно неожиданно.

Обычный трубовоз, который перевозит трубы большого диаметра. Кто может знать, что внутри они заварены наглухо и содержат заряды в виде тех же газовых баллонов или самодельных снарядов меньшего диаметра из тех же самых труб?

Проезжает такая вот машина мимо цели: допустим, мимо емкостей с нефтью или с жидким газом, быстро разворачивается, встроенным домкратом быстро поднимает все четыре трубы на нужный уровень и… дает залп! Пока до охраны объекта дойдет, что там снаружи происходит, удар по нему уже будет нанесен!

На наиболее выгодны для такого вот "апгрейда" современные большегрузные трейлеры. В них можно напихать абсолютно что угодно, причем так, что никакой поверхностный досмотр ничего не обнаружит. Между тем это может быть и тот же БПЛА, и ракета, да к тому же еще и не одна.

Проезжая по трассе, водитель в нужном месте, где его уже заранее дожидается оператор, производит запуск такого беспилотника и спокойно едет себе дальше. А управлением запущенного аппарата занимается оператор, который — стоит ему выбросить из кабины своего автомобиля блок управления, и вовсе окажется ни в чем не виноват.

Каток для укладки асфальта — вот поистине находка для террористов, вот почему именно за катками надо сегодня следить очень внимательно! И хорошо их охранять!!! Потому что, скажем, в его передний цилиндр, который является его рабочим органом, совсем не трудно поместить смесь все той же калийной селитры и дизельного топлива.

Кстати, именно такую смесь, залитую в самую обыкновенную бетономешалку, поместили террористы, взорвавшие в 1998 года посольские здания США в Найроби (столице Кении) и Дар-эс-Саламе (на тот момент столице Танзании).

Вот и каток тоже может быть угнан, цилиндр его залит взрывчаткой, после чего его на глазах у всех можно доставить куда угодно и пустить на… избранный для террористической атаки объект. Мощность взрыва будет просто исключительной, даже если внутрь насыпать обыкновенный охотничий порох. Так что самый мирный вроде бы инструмент, сегодня может быть легко использован при некоторой доли фантазии совсем по иному назначению.

Наконец, обычные пластиковые емкости для воды объемом полтора и пять литров тоже могут быть просто смертельно опасны, если залить в них сжиженный газ, загрузить в транспортный самолет в количестве нескольких десятков тонн и сбросить на город, в котором окопались… те же самые террористы, а дома состоят, главным образом, из двухэтажных зданий или литого железобетона.

Обычно в таком городе легче обороняться, чем на него наступать. Но в данном случае все будет иначе. Тысячи пластиковых емкостей от удара о грунт и бетон сразу лопнут, газ испарится, создав воздушно-газовую смесь, которую после этого останется только поджечь специальной бомбой или ракетой. По сути, это не что иное, как эффективный термобарический боеприпас, вот только площадь, которую с высоты в пять километров покроет сброс "полторашек", окажется несравнимо большей, чем если это будет всего одна бомба!

Так что сегодня необходимо по возможности заранее просчитывать все потенциальные риски, связанные с, казалось бы, самой мирной промышленной продукцией и самыми "невоенными" машинами и механизмами.

Читайте также:

Вихревое оружие — злой джинн в руках террористов

Военные эксперты: Россия смогла бы сокрушить силы НАТО за три дня

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *