Турция закрыла проливы. Для кого?

Босфор закрыт нестолько для России, сколько для НАТО

Турция закрыла проливы, но не столько для России, сколько для Североатлантического блока.

Пролив Босфор
Пролив Босфор

Для кого закрыт Босфор?

Ссылаясь на спецоперацию России на Украине и на положения конвенции Монтрё от 1936 года, Турция решила закрыть проливы для всех военных кораблей всех стран мира. В принципе, Анкара в своём праве, так как 19-я статья этого исторического трактата позволяет ей не пропускать военные корабли в случае региональной угрозы или угрозы безопасности самой Турции.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу выступил в эфире CNN Türk. В ходе передачи он заявил, что его государство считает события на Украине войной, поэтому и надлежит "следить за выполнением положений Конвенции Монтрё". Кстати, закрытие проливов Босфор и Дарданеллы касается не только России, но и всех остальных стран. Причём любопытно, что российские интересы подобный подход мало задевает, так как хитроумная конвенция предусматривает для кораблей стран с выходом на Чёрное море беспрепятственное право возвращения в порт приписки.

В своём выступлении Чавушоглу отметил ещё один важный момент:

"Мы хотели, чтобы Россия отозвала свою просьбу о пропуске через проливы некоторых её кораблей, не зарегистрированных в Черноморском флоте. Москва согласилась с этим".

Конечно же, наша страна согласилась, так как ей вполне хватает для контроля ситуации в акватории собственно Черноморского флота.

НАТО мне партнёр, но Монтрё дороже

Реджеп Тайип Эрдоган
Реджеп Тайип Эрдоган

Речь идёт, естественно, исключительно о военных плавсредствах. Гражданские суда могут спокойно перемещаться из Средиземного в Чёрное море и обратно. Для России такое положение весьма важно, так как через Босфор идёт значительный объём нашего экспорта: за 12 месяцев пролив "проходят" 25 миллионов тонн нефти и 37 миллионов тонн нефтепродуктов. Кроме того, этим морским путём поставляются такие наши товары, как металлы и пшеница, причём конечным получателем нередко является сама Турция.

Справка:

В принципе, действия Анкары можно рассмотреть как не совсем законные, так как с дипломатической точки зрения война не объявлена. Москва и Киев не обменялись нотами — более того, они уже ведут переговоры о мире. А официально военные действия даже не начаты.

Тут стоит отметить, что мудрый Реджеп Тайип Эрдоган в данном случае блокирует не столько Россию, сколько НАТО. Теперь Североатлантический блок не вправе вводить свои корабли в Чёрное море. Тем не менее, ещё остаётся флот Румынии и Болгарии, но он малозначим относительно российских возможностей.

Вообще-то Турция далеко не в первый раз вставляет палки в колёса своим партнёрам по Североатлантическому альянсу. Достаточно вспомнить, что в августе 2008 г. эта страна не пустила через проливы конвой США, аргументируя, что Вашингтон не согласовал предварительно проход кораблей с Анкарой.

Так что, как ехидно заметила редакция агентства Reuters, для Турции "обязательства по конвенции Монтрё приоритетны по сравнению с союзническими обязательствами по НАТО".

Стройка века

Анкара, Турция
Анкара, Турция

Кстати, конвенция Монтрё не удовлетворяет и саму Анкару. Поэтому в 1982 году она попыталась заменить этот документ на внутренний регламент, но не смогла продавить советское сопротивление. Поэтому-то Эрдоган и задумал строительство "Босфора-2" — параллельного канала, не подпадающего под старое дипломатическое уложение.

Проект станет крупнейшим инфраструктурным и логистическим начинанием на Ближнем Востоке. Причём впервые президент Турции заговорил о строительстве канала ещё 9 лет назад — в 2011 г., когда выступал на предвыборном митинге.

Согласно бизнес-плану, рентабельность циклопического сооружения оценивается в 500 миллиардов долларов на обозримый период. Если бы работы начались в 2020-м, то они должны были завершиться в 2023 г. Причём стройка обошлась бы в 50 млрд долларов. Протяжённость канала должна составить 43-45 км при глубине в 24 м и ширине 400 м. В ходе работ должны быть построены 2 новых населённых пункта. Согласно предварительным расчётам, суточная пропускная способность гидросооружения составит от 150 до 160 кораблей.

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Редактор Людмила Черткова
Людмила Черткова — журналист, обозреватель, редактор, корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Обсудить