Кому нужен «ментовской беспредел»?

Очередной митинг «против милицейского произвола» прошел в Москве. Это уже второе подобное мероприятие в столице, и вновь есть все основания полагать, что изначально оно планировалось отнюдь не как мирное. Похоже, оппозиция активно нащупывает новые «болевые точки» общества, а технологии применяются старые, до боли знакомые.

Эта история началась 4 апреля в Сокольниках. Сотрудники милиции попытались задержать у входа в метро молодого человека с бутылкой пива в руках – однако его знакомые повели себя нестандартно. Неожиданно простое задержание превратилось в импровизированный митинг и потасовку с милицией.

Совершенно случайно минимум двое прохожих засняли происшествие на видеокамеру, а оказавшийся поблизости оппозиционный журналист поместил в блогах развернутый, изобилующий эмоциями репортаж.

«Это лет 20-30 назад «Сокольники» были парком отдыха… Теперь здесь охотятся другие люди. В серой форме. С примитивными невыразительными лицами. И с сержантскими, обычно не выше, шпалами на погонах», - сообщил он.

«Вдруг шум, гам. Заглядываю за угол: так и есть! Беспорядок учиняют люди в форме, кому ещё?!», - так журналист описывает случившееся. - «Это не просто молодёжь собралась у «Сокольников». Это неформалы - ребята и девчонки в странных прикидах (одежде), с причудливо выстриженными, заплетёнными, перекручеными и пробритыми причёсками. То ли панки с примесью эмо, то ли ещё кто, я даже разглядеть толком не успел. Разные. Все разные между собой. Индивидуальные. Хорошие открытые умные русские лица. Гордость нации. Её будущее».

Вряд ли «гордость нации», распивавшая пиво у метро, решилась бы на потасовку с милицией, происходи подобное, к примеру, в США. Там за противодействие полисмену можно и пулю схлопотать, и пару тысяч вольт тазером – в порядке вещей. В самом легком случае молодежь быстро оказалась бы лицом на тротуаре с наручниками на руках. Собственно, этим дело закончилось в итоге в Сокольниках, правда, спустя полчаса уговоров.

Характерно, что задержанных «неформалов» вскоре отпустили, но история к тому моменту уже жила в интернет-блогах своей жизнью. На свет появились публикации о пытках в ОВД «Сокольники», о брызгах крови на стенах камер, призывы распространять эту информацию, звонить в ОВД с требованием немедленного освобождения «неформалов».

С удивительной оперативностью в блогах были размещены призывы к проведению «Недели действий против произвола милиции» - серии «акций солидарности с жертвами пыток в ОВД «Сокольники» и других милицейских репрессий в вашем городе». Так история из частной (и далеко не однозначной) превратилась в глобальный повод «против произвола милиции вообще».

Все это до боли напоминает «борьбу с дедовщиной» в армии, когда целью многочисленных акций, приуроченных к очередному всплывшему преступлению в ВС, было не искоренение дедовщины, а дискредитация самой армии как института. И «дело Сычева» как апофеоз этой деятельности.

Цели подобных кампаний понятны – в «борьбе с режимом» оппозиция наносит удары по системообразующим государственным институтам, превращая армию из защитника в сборище «воров-офицеров» и рядовых, разделившихся на бандитов и жертв. Милицию из органа правопорядка в сборище садистов в погонах. Частные случаи, многократно гипертрофированные и искаженные до неузнаваемости, выдают за общую тенденцию. В результате преследуется вполне определенная цель - жители России должны потерять веру в институты государства.

Методы, которые применяет оппозиция, очевидны. Первый же состоявшийся на Славянской площади пикет против «Ментовского произвола» (так и был написано на растяжке, которую держали собравшиеся «неформалы»), стал типичной провокацией и закончился потасовкой с милицией и задержанием ряда активистов. Этого и следовало ожидать, учитывая, что очередная пришедшая на пикет «гордость нации» выкрикивала «ОМОН – СС!» и попыталась перекрыть улицу.

Естественно, под крики о том, что милиция избивает «неформалов», этот факт был объявлен очередным произволом правоохранительных органов. Акцией протеста против которой и станет пятничный митинг – надо понимать, с тем же итогом. Ведь разговор о «произволе» отнюдь не закончен. Ситуация зациклилась, каждый следующий митинг будет провоцировать милицию на жесткие действия – и немедленно объявляться поводом для проведения следующего митинга. Эта технология всем прекрасно знакома по «Маршам несогласных».

У оппозиции есть «уверенность, что обязательно что-нибудь спровоцирует милицию, и она покажет «звериный лик» милиции, - говорит Андрей Богданов, председатель Демократической партии. – Это уже заезжено, эта идея перестает быть такой интересной, эффективной. Лучше бы они брали те дела, где есть злоупотребления со стороны милиционеров, и подавали бы в суд. Шли и защищали интересы простых граждан, если они были ущемлены работниками органов милиции».

«Если бы в суде рассматривалось дело какого-то милиционера, и там состоялся бы пикет – это я бы понял, - говорит Богданов. - А так – это все возня на ровном месте, не понятно в честь чего и почему».

К тому же, по мнению Андрея Богданова, подобные акции могут имети прямо противоположный эффект. «Если пикеты идут постоянно, я не думаю, что у народа будут какие-то симпатии к тем, кто постоянно пинает милицию, - говорит он. - Наоборот, возникнет обратная реакция. Опять же должен быть какой-то повод, почему такое отношение к милиции, почему этот пикет проходит, а когда это просто так - постоянно из пальца высосанное - то смысл теряется».

С мнением Богданова согласна и писательница Марина Юденич: «Действительно, когда эти пикеты проводятся по любому поводу ежедневно и ежечасно, на них просто перестают обращать внимание, как на рекламные щиты на улицах. Когда появились первые рекламные щиты 15-20 лет назад, машины останавливались и происходили аварии от неожиданности. Сейчас на это просто никто не обращает внимания, то же самое и с акциями».

«Подобные акции по большей части, на мой взгляд, имеют именно провокационный характер, - полагает она. - Есть, конечно, люди, которые ходят искренне протестовать, но большая масса, вы посмотрите, одни и те же лица. Они ходят на все пикеты, абы только противостоять и заявить о своем несогласии по поводу Ходорковского, по поводу Алексаняна или по поводу милиции».

И еще один важный момент отметил Андрей Богданов: «Я вспоминаю оранжевые революции западнее нас, - сказал он. - Чем всегда брали «оранжевые»? Тем, что шли с цветами к милиции. Они не кричали, «ах вы сволочи и гады!», и как-то милиция разворачивалась к ним лицом, даже в некоторых странах и поддерживала. По крайней мере, не трогала. А когда вы с утра до ночи будете их пинать, кому это понравится?»

Действительно, если непрерывно кричать о «ментовском беспределе», он неизбежно случится. Но оппозиции именно этого и надо, разве нет?

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *