Тяжела судьба среднего российского правозащитника-демократа. Общество его не понимает и не принимает, права он защищает какие-то абстрактные, западные гранты «кремлевский режим» отнял и на телевидение не приглашают. Некоторым, правда, удается прорвать информационную блокаду. К примеру, правозащитники Лев Пономарев и Арсений Рогинский вступили во вторник в заочную дискуссию с Владимиром Путиным. Впрочем, на пользу это Пономареву и Рогинскому явно не пошло.
«Бряцанием мускулами» назвал лидер движения «За права человека» Лев Пономарев военный парад 9 мая с участием боевой техники. «Мне кажется, что военная техника на параде - это лишнее для страны, которая хочет демонстрировать мирный путь развития», - заявил он.
«Военная техника на параде показывает, что мы бряцаем мускулами и создаем угрозу внешнему миру. Кому мы показываем свою мощь, Грузии?», - риторически спрашивает правозащитник.
См. по теме фоторепортаж В Москве отрепетировали Парад Победы
Такая же позиция у председателя правления международного общества «Мемориал» Арсения Рогинского. «Это какой-то символический акт, который должен продемонстрировать наши мускулы всему миру и нашим гражданам, что мы сильные и очень мощные. Это искусственная попытка возродить советский миф о том, что если боятся, то уважают», - сказал он ранее.
Правозащитникам ответил лично Владимир Путин. На встрече с членами правительства РФ во вторник он заявил, что военными парадами Россия никому не угрожает. «Впервые за многие годы в параде будет участвовать боевая техника. Это не бряцание оружием. Это демонстрация наших возрастающих возможностей в сфере обороны. Мы никому не угрожаем и не собираемся этого делать, никому ничего не навязываем. У нас всего достаточно. Мы в состоянии защитить своих людей, граждан, свое государство, наши богатства, а их у нас немало», - заявил президент.
Адресат этого послания очевиден. Вряд ли члены правительства сомневались в целях и смысле военного парада в честь Дня Победы. Для этого нужно обладать альтернативно-правозащитным мышлением, чтобы видеть в воинском ритуале главного праздника страны агрессивные элементы внешней политики. И, одновременно, не видеть очевидного – тысяч москвичей вдоль Тверской улицы на каждой репетиции парада Победы.
См. по теме фоторепортаж Крылатая мощь над Красной площадью
«Я не считаю демонстрацию военной техники хоть как-то осмысленной и в России, и в любой другой стране, - говорит Пономарев. - Если бы это как-то способствовало развитию наших вооруженных сил, то я бы это дело поддержал. Но все эти парады отвлекают от нормальной каждодневной работы вооруженных сил».
Правозащитник искренне не понимает (или делает вид?), что военный парад действительно содействует развитию вооруженных сил. В то время, как задвигание армии в дальний угол не только не поднимает ее престижа, но и совершенно не способствует решению хоть каких-то проблем.
Впрочем, подобная логика и такая постановка вопроса вообще свойственны тем, кого не так давно было принято называть емким словом «демшиза». Валерия Новодворская в интервью газете «Газета» в 2007 году, накануне Дня Победы, разоткровенничалась: «Я никогда не праздную 9 Мая и никому не советую этого делать… все прогрессивное человечество, если и хочет, то скромненько и без особого шика что-то празднует. А устраивать такие парады, как у нас, могут только законченные лузеры, продувшие все остальное, которым нужен миф, доказывающий им самим, что они еще что-то значат».
И сразу становится ясно, что не в парадах дело, а сам праздник 9 мая вызывает у них острейшую идиосинкразию. Ведь писал же в «Московском комсомольце» в преддверии 60-летия Победы Александр Минкин: «Может, лучше бы фашистская Германия в 1945-м победила СССР. А еще лучше б - в 1941-м! Не потеряли бы мы свои то ли 22, то ли 30 миллионов людей. И это не считая послевоенных «бериевских» миллионов».
Ведь говорит в эфире «Эхо Москвы» обозреватель Бунтман (буквально накануне) о 9 мая как о «корпоративной вечеринке ЗАО «РФ». «Уже несколько лет все это мероприятие напоминает корпоративный праздник, - говорит он о Дне Победы. - На сей раз, для подъема корпоративного духа, приглашена военная техника. Эта техника громыхает по улицам Москвы, движение останавливается, а судьба асфальта, хотя на гусеницы танков надеты презервативы, весьма туманна».
Думаете, Бунтмана всерьез беспокоит судьба московского асфальта? Нет, его, похоже, беспокоит судьбы Дня Победы. Как и Пономарева, Рогинского, Новодворскую, Минкина и иже с ними. Ведь «прогрессивное человечество» «никогда не празднуют 9 мая». Парад с боевой техникой на Красной площади вредит армии и дорогам. Да и вообще парад Победы – удел «лузеров». У «демшизы» другие ценности.
«Нельзя запрещать гей-парад», - заявляет Валерия Новодворская. Конопляный марш и гей-парад должны быть разрешены, говорит в интервью «Национальному журналу» правозащитник Лев Пономарев. «Люди с демократическими взглядами и высокой степенью гражданской активности всегда найдут в себе силы и мужество поддерживать несогласных, в том числе – сторонников легализации конопли и проведения гей-парадов», - цитирует его интервью сайт вполне определенной направленности.
«Гей-парады это такая форма представить себя, как, например, в Берлине - нет никакой сегрегации, - рассуждает в эфире «Эха Москвы» обозреватель Бунтман. – Я смотрю на Берлин, Париж, где мэр Парижа гомосексуалист - и никого это не трогает».
Парад, как видите, параду рознь.