Спешное объявление министром Грызловым о почти раскрытом деле убийства генерала Гамова оставило впечатление, мягко скажем, неловкости. Как и его же объявление войны рыбной мафии
Спросим для начала сами себя: с чего это вдруг мы об этом вспомнили? Если лидер партии власти в ранге действующего министра МВД уже с месяц как отбыл в город-герой Москву после своего дальневосточного турне, вошедшего в историю целым рядом бойких заявлений на публике. И, в частности, таким сенсационным, как однозначное установление заказчика убийства пограничного генерала Гамова. Им и был, напомним, Борисом Грызловым назван — сам теперь уж убиенный — вор в законе по кличке Якут. Того устранили не так давно в одном из супермаркетов Южной Кореи, где последний и укрывался продолжительное весьма время.
И некоторые СМИ даже опубликовали раскадровку самого убийства, снятую с "показаний" камеры слежения за покупателями. Все вместе выглядело весьма убедительно.
Так с чего вдруг вспоминать? Ну хотя бы с того, что в рамках объявленной самим же Борисом Вячеславовичем беспощадной войны рыбному беспределу на Дальнем Востоке с начала этой недели в нашем федеральном округе началась милицейская операция под кодовым названием "Пост". Это когда на всех постах будут тормозить всех неблагонадежных, досматривать и тем самым крепить сохранность такого стратегического товара, как морские биоресурсы.
Что называется, так победим!
И в этой связи нам показалось весьма кстати привести на сей счет мнение депутата Госдумы, члена парламентской комиссии по борьбе с коррупцией Бориса Резника. Который первым из отечественных журналистов представил читателям больших "Известий" схему разграбления криминалом рыбных богатств Дальнего Востока и на фактах показал, почему у нас, к стыду и позору нашему, бессмертна морская мафия. Кстати, и о деле Гамова Борис Львович так подробно написал едва ли не тоже первым.
Естественно, что мы и спросили его, как он относится к оптимизму министра Грызлова, уже готовящегося доложить стране о раскрытии такого громкого заказного убийства. И это на фоне сплошных провалов по этой части Генпрокуратуры: вспомнить хотя бы развал дела Холодова, тупики в делах Листьева, Галины Старовойтовой и такие же печальные перспективы, скорее всего, ожидаемые нас и в расследовании недавнего убийства коллеги Бориса Львовича по депутатскому корпусу Сергея Юшенкова.
- Дело Гамова практически рассыпано. Начнем с того, что очень тихо на свободу были не так давно отпущены якобы два исполнителя этого "заказа". Парни, которых взяли в Калининградской области, этапировали на Сахалин... Об этом много было сказано, написано. И не стоит повторяться. Главное, что — отпустили. С объяснением, что нет достаточных доказательств.
Зато в деле установления заказчика — полная, как оказалось, победа: Якут...
А вот у меня на этот счет большие сомнения. Почему? Объясняю.
Я о нем впервые упоминал еще шесть лет назад, в первых своих журналистских расследованиях по теме "Мафия и море". В 1997 году все это началось... Якут, Ева, Урод — криминальные хозяева побережья, были приставлены Джемом на рыбный, так скажем, фронт. Схема, по которой они работали, была очень проста. Они создавали фирмы-однодневки, закупали корабли небольшого формата. Малотоннажные — средние траулеры, так называемые, СТРы, малые... И выгребали краба. Самый валютоемкий морской деликатес. Для этогоони имели и тралы глубинные, и ловушки — полный комплект рыболовных приспособлений. И брали всюду, где можно было урвать без пригляда. И сначала внаглую сдавали все это добро — борт в борт — прямо в море, не заходя ни в какие порты, мафии японской.
Потом начались войны, драки, передел сфер... Вначале убили Еву. Взорвали того в Южно-Сахалинске, вместе с лимузином, охранник чудом уцелел. Тучи нависли и над Якутом, и волею судеб тот перебрался в Японию. Но там совершил преступление и сбежал в Южную Корею. Где и продолжил свой бизнес — на своих "летучих голландцах": по подсчетам сыщиков, у него по всему восточному побережью было 350 рыболовецких судов. И вот когда убили Гамова, то все в один голос стали говорить, что ему отомстили за "Амгу"... Известная эта история: судно, числившееся по документам простейшим металлическим ботом с мощностью двигателей в 50 лошадиных сил, на самом деле имело все 1200 "лошадей" и 9 часов уходило, когда его застали за незаконным ловом, от погони из двух сторожевых кораблей! Там не обошлось без стрельбы, перехвата с помощью японских сторожевиков... Международный резонанс тогда этот инцидент получил, проверка началась, а был ли бот? И не все ли суда, подобные ему, класса сейнера с названием взятой под арест "Амги"?
И оказалось, что все эти 350 единиц — нормальные рыбодобывающие суда. Не маломерный флот, не дюральки с лодками-фазанками, как значились во всех официальных отчетах. И пошлин с них никто не брал, зато японцы расплачивались за щедрый улов чистым налом, который и оседал в определенных карманах.
Удобно устраивались и с регистрацией фирм: под выполнение задачи — не пойман, не вор. Зарегистрировали, запахло жареным, развалили, закрыли, создали новую, с другим названием, но теми же штатами и той же рыболовецкой техникой.
Вот стержень этой экономической аферы. Колоссальные убытки. Сверхприбыли, которые уводились за рубеж. Прекрасно обо всем этом было осведомлено наше доблестное Госкомрыболовство... И никто никаких мер не предпринимал. Те же погранцы, ну как, скажите мне, должны действовать эти представители государева ока? Как честное ГАИ: "остановил" в море судно, ваш паспорт, господа хорошие. Читают, сличают. И когда видят, что судно, оснащенное глубинными тралами, имеющее 3 охлаждающихся трюма и кают-компанию на 18 человек, проходит по документам как шхуна... Ну, ясное дело, криминал. И что они? Да, зачастую удовлетворялись взяткой, которую им давали в зубы, и вся борьба.
А с Гамовым... Не раскроют никогда этого преступления. Спустят, по привычке, на тормозах. Одних отпустили, другой — устранен. И называть Якута заказчиком... Да на любого авторитета это сегодня можно повесить. Он же не сможет оправдаться. Лишен поскольку такой возможности. И адвокат ему не нужен.
А если серьезно, то вот такой вопрос: вы знали, что Якут — заказчик. И страна, где он пребывал, вам была известна. Не секрет. Что же вам тогда помешало победоносно сообщить о таком открытии всему свету? Хотя бы за неделю до его убийства... За два дня, за день... Потребовать его немедленной выдачи от властей Республики Корея. С которой, кстати, у нас подписан договор о взаимной правовой помощи. Это ведь так логично, я не прав?
А так... Уже никто никогда не докажет реальную роль Якута, если таковая была, в этом громком деле.
Ирина Полникова, Молодой Дальневосточник