Командирская правда не всегда совпадает с президентской

С командиром самой большой в мире, занесенной в книгу Гинесса, ракетно-баллистической, стратегической и прочая-прочая АПЛ "Акула" (по западной классификации – «Тайфун») капитаном I ранга Александром Радько, мы знакомы, кажется, уже тысячу лет. Долго служили в одном экипаже, в море выходили много раз. Где, казалось бы, так еще можно так хорошо узнать человека, как не в море? А недавно встретились с ним не как товарищи, не как бывший начальник с подчиненным, а как журналист с, так сказать, персонажем - и оказалось, что есть столько потаенных, диковинных страниц в судьбе Алекандра Викторовича, что... Судите сами.

  Родился он в Гродно, в Белоруссии, 48 лет назад. Отец закончил военно-морское училище имени Фрунзе, попал в Балтийск, служил в Германии. Дед его, Иосиф Демьянович, был человеком героическим - полковник, областной военком, во время войны участвовал в организации партизанского движения в Белоруссии, много раз летал в тыл врага, лично вручал звезду Героя Советского Союза легендарному Ковпаку... Дядя его, Анатолий Иосифович Калинин, сейчас профессор Белорусского госуниверситета, доктор физико-математических наук, его личный интернетовский сайт – один из самых посещаемых в мире науки. Отец служил в военной разведке, награжден боевыми орденами... Рассказывать о родных и близких Александра Радько - на это просто не хватит килобайтов даже у нашего сайта. Знаменитая семья!

 - Александр Викторович, помнится, у нас в экипаже АПЛ «Андромеда», где вы были помощником командира, а потом старпомом, легенды ходили про вашу срочную службу. Это правда - про золотой запас СССР, про бриллианты?

 - Да, я был старшим сержантом в отдельном батальоне особого назначения дивизии внутренних войск имени Дзержинского. Да, действительно, в Москве служил, приходилось нести караульную службу и в хранилищах золотого запаса СССР, и на так называемой "бриллиантовой фабрике", где гранили алмазы. Неприметное такое зданьице сталинской постройки, почти сарай, а под землей - четыре этажа, лифт ходит. Пришлось повидать многих тогдашних руководителей СССР - приходили посмотреть на золотые слитки. Хотя служба сама по себе была обычная - караул, смена, снова караул. Через день на ремень. "Соблазняли" меня, старшего сержанта, замкомвзвода, после срочной поступать в высшее училище МВД имени Орджоникидзе, но я твердо решил по стопам отца идти - пошел в то же училище Фрунзе, которое и он закончил. Сейчас думаю: а если бы тогда поддался на уговоры, в училище МВД пошел... Наверняка сейчас уже прошел бы все нынешние "горячие точки". Впрочем, и "подводная" служба не "холоднее". Между прочим, в училище я поступил только с третьего раза, как раз из армии, когда в КПСС вступил. Не "карьеры" ради вступил, между прочим. Науку приходилось буквально грызть - может быть, потому, что за 10 лет обучения 12 школ поменял. Семья-то военная была, сплошные переезды.

 - Где службу начинали?

 - В 1979 году, после училища, приехал молодым-зеленым лейтенантом в знаменитую 19-ю дивизию ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в Гаджиево, в экипаж капитана I ранга Шабалина (сына дважды Героя Советского Союза). Боевой был командир, решительный. Почти сразу ушел я в автономку, втянулся в службу. Был командиром БЧ-1, помощником, старпомом, командиром АПЛ "Архангельск" из "гранитовской" серии.

 - А можно о семье? Кто в вашем "тылу"?

 - Жена Алла Александровна родилась в Магдебурге. Дочь военного. Познакомились на вечере встречи студенток педагогического института имени Герцена и курсантов нашего военно-морского училища имени Фрунзе. На первом курсе познакомились, потом вроде даже забыли друг друга, а на пятом курсе снова встретились - и поженились. Вместе мы уже 23 года. Сын Александр (Сан Саныч - между прочим, у нас в семье лишь один я Викторович, все остальные "Саны" - Санычи) учится на четвертом курсе питерского политеха, компьютерщик. Сейчас и дочь туда поступает, только на другой факультет. Мама сейчас живет со мной, в Северодвинске. Год у меня, год у младшего брата. Он тоже, кстати, училище Фрунзе закончил, военный моряк.

 - У вас в жизни были моменты, о которых сейчас жалеете, хотели бы исправить?

 - Пожалуй, был случай. Второй класс школы, Германия. Случай смешной, конечно, пустячный - написали мы, пацаны, письмо учительнице, стишки детские, глупенькие, не очень и обидные такие, но все-таки. Подписались, конечно, кличками, и начали нас "пытать". Я тогда чуть не дрогнул, не "раскололся". Кровью сердце обливается...

 - Командир самой большой в мире АПЛ, потомственный военный, подводник от Бога (чего уж там?)… Подчиненные как вас воспринимают, такого знаменитого?

 - Надеюсь, люди ко мне относятся хорошо, причем все категории личного состава - матросы, мичманы, офицеры. И не оттого, что мягок по службе. Провинившимся влетает "по полной схеме". Просто стараюсь гадостей не делать. Если человека наказываешь, то он должен хотя бы сам понимать, за что именно ему достается. На флоте кичиться погонами и званиями нет причин! Звание командира на флоте дает... море, оно его и проверяет. Надеюсь, любой человек из экипажа про меня может сказать: "Строг, но справедлив".

 - Секрет командира подлодки - в чем он?

 - Честно говоря, на своей службе встречался с несколькими... плохими командирами. И взял за правило - не быть на них похожим! В этом моя командирская правда.

 - Есть какое-нибудь заветное "неслужебное" увлечение?

 - Рыбалка! А остальное... Любимые песни - из репертуара "Любэ". Фильмы люблю старые, советские. Да вы спросите кого угодно - все без исключения поколения именно старые советские фильмы любят. Не потому, что ностальгия. Даже не сюжет нравится, а сам.. дух фильмов. Сейчас дух (во всех смыслах слова) отняли, страна другая стала. Но люди-то те же!

 - С кем из "больших" руководителей приходилось, так сказать, "ручкаться", докладывать, показывая корабли?

 - Премьер Касьянов, председатель Совета Федерации Строев, президент Путин, министр обороны Иванов.

 - А им как докладывают нынче?

 - Форма доклада, например, президенту такова: "Товарищ главнокомандующий вооруженными силами Российской Федерации!" И далее, так сказать, по тексту. Вообще обращение "товарищ" только в Вооруженных Силах осталось. У нас в стране все больше "господа" теперь...

 - А Путин, Касьянов какие-нибудь вопросы задавали, когда вы их по лодке водили?

 - На таком уровне никто "сложных" вопросов практически не задает. Потому что в душе знают ответ. У русских командиров своя правда, у руководителей государства - наверное какая-то своя. Вот когда будет одна правда для всех - тогда и Россия возродится, и флот.

  От автора

 Конец декабря 1989 года. АПЛ "Андромеда" совершает переход из Северодвинска в Оленью Губу. Шторм, а погружаться нельзя: лодка не удифферентована, отсеки набиты неучтенными грузами. Качка дикая, крены достигают 20-25 градусов... В общем, тошнит народ. Помню, я сам, будучи тогда командиром дивизиона живучести, "размазывался" лицом по пульту вахтенного инженер-механика, не в силах голову поднят... Старший на борту, комдив-19 капитан I ранга Вячеслав Алексеевич Попов (будущий – и уже бывший - командующий Северным флотом, нынешний член Совета Федерации от Мурманской области) то и дело подменяет вахтенных офицеров, падающих от усталости на заливаемом водой мостике, то и дело дает простую команду: "Помощника на мостик!" И помощник командира Радько поднимался и поднимался тогда на мостик, на подмену. Комдив знал, что делает. Такие, как Радько, могут выдержать все. Он не спал тогда около пяти суток... У таких, как командир «Акулы», своя командирская правда…

  Андрей МИХАЙЛОВ,

 «ПРАВДА.Ру»,

 Северодвинск

 Фото Владимира Бербенца

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить