Военно-морской флот России получит до конца 2020 года 24 подводные лодки и 54 надводных корабля. Основное перспективное направление деятельности флота: защита интересов России в Арктике, так называемая демонстрация флага в теплых морях и океанах, а также развитие, точнее, восстановление наших баз за рубежом.
В то же время сейчас общее состояние дел на флоте нельзя назвать полностью удовлетворительным. Большую часть корабельного состава приходится эксплуатировать с продленными межремонтными периодами, многие корабли и вспомогательные суда имеют ограничения по использованию вооружения и военной техники.
Интересно, что с 2011 года техническое обслуживание уже находящихся в строю боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ осуществляется в рамках всего лишь трехлетнего контракта с объединенной судостроительной корпорацией. В декабре нынешнего года подходит срок заключения нового контракта с ОСК, и над этим сейчас активно работают как в самой корпорации, так и в минобороны.
В перспективе, контракт этот будет более долгосрочным и широким, чем предыдущий. Вопрос этот важен, как никогда. Ведь пока строятся новые корабли, обеспечивать морскую безопасность России, в первую очередь в Арктике, должны будут "старые" боевые единицы. И в первую очередь речь в новом контракте будет идти, по-видимому, о ремонте и модернизации именно надводных кораблей.
Процесс межпоходового и капитального ремонта подлодок, в первую очередь стратегических, у нас налажен неплохо. А вот с обслуживанием надводного военного флота вопросы все-таки остаются.
Читайте также: Российский флот пополнят корабли-"невидимки"
В принципе, подавляющее большинство военных экспертов выражает уверенность, что в ожидании новых кораблей при грамотном ремонте и техническом обслуживании особых проблем со "старыми" боевыми надводными кораблями у нашего ВМФ не будет. И Арктику пока есть кому защищать, и флаг демонстрировать миру (подлодки по понятным причинам свой флаг в океане не показывают).
Но что же нас ждет к 2020 году? Кто тогда будет бороздить океаны? А что будет с надводным флотом дальше, после 2020 года?
Хотя основой флота будут подводные силы, в первую очередь атомные субмарины, стратегические и многоцелевые, надводный флот по государственной программе вооружений, рассчитанной до 2020 года, берет курс на унификацию.
Например, "Мистрали" будут использованы не только как десантные или вертолётоносцы, но и как командно-штабные корабли, осуществляющие управление соединением, распределяющие цели между подчиненными боевыми единицами и координирующие их действия в режиме реального времени.
На них будут размещены русские вертолёты, для обеспечения возможности действий в северных широтах проект будет доработан.
Эти корабли увеличат возможности ВМС вести боевые действия в рамках концепции "флот против берега". Советский флот развивался в рамках концепции "флот против флота", в этом был его определённsq недостаток.
Будет построено восемь фрегатов проекта 22350, шесть фрегатов проекта 11356, тридцать пять корветов, из них не менее двадцати корветов проектов 20380 и 20385, и корветов совершенно нового проекта, от пяти до десяти малых ракетных кораблей проекта 21631, шесть больших десантных кораблей проекта 11711, не менее десяти малых десантных кораблей на воздушной каверне проекта 21820 "Дюгонь", а также серия базовых тральщиков проекта 12700 "Александрит".
Наконец, до 2020 года планируется провести крупномасштабную модернизацию единственного (на сегодняшний момент) действующего российского мини-авианосца, то есть тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Прежде всего, недостаточно надежная котлотурбинная силовая установка будет заменена газотурбинной или ядерной.
Читайте также: В России починят "убийц авианосцев"
Будет заменено оружие самого крейсера, а также авиапарк — он будет состоять из 26 новых истребителей МиГ-29К, плюс у ВМФ есть намерение значительно продлить ресурс тяжелым палубным истребителям Су-33, а также вертолетам. Сейчас разрабатывается и морская версия истребителей пятого поколения ПАК ФА Т-50 корпорации "Сухой".
По планам, грядут также ремонтные работы четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 "Орлан": "Адмирал Нахимов", "Адмирал Ушаков", "Адмирал Лазарев" и "Петр Великий". А ведь "Ушакова", "Нахимова" и "Лазарева" еще не так давно хотели просто списать на металлолом!
Также заканчивается предварительное проектирование нового эскадренного миноносца с ядерной энергетической установкой. На основе перспективного проекта планируется построить шесть кораблей. Эсминцы будут обладать элементами новейшей противоракетной и противокосмической обороны.
Правда, это дело уже не 2020 года, ВМФ России должен получить 14-16 новейших атомных эсминцев в течение 15-20 лет. Строительство первого нового корабля, если все будет нормально с проектированием, по планам начнется в 2016 году.
Кроме того, для ВМФ разрабатываются корабли прибрежной арктической зоны, для патрулирования Баренцева, в перспективе — и Карского морей. В первую очередь, подобные корабли понадобятся для обеспечения безопасности и функционирования нефте- и газодобывающих платформ на шельфе.
Кстати, в целом на втором этапе развития ВМФ с 2021 по 2030 года, предполагается завершить создание и принять на вооружение оружие на новых физических принципах, создать перспективные образцы вооружения морских сил общего назначения уже следующего поколения.
Читайте также: Хватит ли российскому флоту "Бореев" и "Ясеней"?
Ситуацию с развитием российского боевого надводного флота прокомментировал в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" военно-морской эксперт, историк и публицист, директор Международного кинофестиваля "Море зовет!", капитан I Сергей Апрелев:
— Чего уж там, сейчас наш надводный флот переживает не лучшие времена, большая часть кораблей фактически и практически умирает от старости. Через 10-20 лет будут списаны последние титаны советской эпохи. Фактически время до 2020 года — это и есть годы, когда надо создать костяк нового флота, что заменит уходящий флот ещё советского времени.
Если за эти годы ничего не будет сделано, или выполнят только часть программы, то вооруженные силы России фактически потеряют морскую составляющую.
Нужна максимальная унификация новых проектов кораблей и подводных лодок, достигаемая благодаря использованию стандартизированных энергетических установок, систем вооружения, боевых информационно-управляющих систем, радиоэлектронного вооружения и так далее.
Такой подход, принятый у всех ведущих морских держав, должен удешевить, упростить и, как следствие, ускорить строительство флота. А в дальнейшем облегчить его обеспечение и поддержание в боевой готовности. Надводный флот надо менять почти весь, старых кораблей порядка 80-90. Лишь небольшую часть кораблей все-таки можно будет модернизировать с продлением срока службы.
В общем, считаю так: принятые руководством страны и планы обновления надводного флота в целом разумны и реалистичны и имеют все шансы на успешное воплощение в жизнь.
И еще добавлю. Необходим жесточайший контроль за программой переоснащения флота! Я бы даже сказал так (поверьте, это без всякого пафоса): ничуть не повредит программе даже контроль со стороны общественных организаций ветеранов флота, людей верных Отчизне, опытны и грамотных".