Чуть более трех месяцев прошло с тех пор, как боевики организации "Исламское государство Сирии и Леванта" (ИГИЛ) объявили о создании нового государства на захваченных ими территориях Сирии и Ирака — Исламского халифата. До сих пор угрозу со стороны ИГИЛ не удалось не то что устранить — даже локализовать. И все чаще от боевиков слышны угрозы в адрес России.
На днях с очередной порцией подобных угроз выступил полевой командир ИГИЛ Умар аль-Шишани (уроженец Грузии Тархан Батирашвили). Он заявил, что собирается привести в Россию тысячи боевиков, чтобы "отомстить Москве".А в начале сентября представители ИГИЛ выпустили ролик, в котором пообещали России большие проблемы.
Правда, стоит отметить, что в случае с Батирашвили источником информации было агентство Bloomberg, а ролик растиражировал канал "Аль-Арабия".
Но недооценивать угрозы ИГИЛ, разумеется, нельзя. В связи с чем возникает вопрос о возможных союзниках "Исламского государства" на территории нашей страны. В этой связи чаще всего упоминается Северный Кавказ.
Но не стоит забывать и про другие регионы. Например, Крым. В прессе, например, цитировали муфтия Центрального духовного управления мусульман Крыма (Таврического муфтията) Руслана Саитвалиева. Который заявил, что в "социальных сетях приверженцы крымских ваххабитов и "Хизб ут-Тахрир" призывают начать войну в Крыму".
Стоит заметить, что 14 октября в Управлении ФСБ России по Татарстану сообщили о задержании восьми лидеров местных структур "Хизб ут-Тахрир", которая в нашей стране запрещена.
Читайте также: Россия — главный враг нового Халифата
Конечно, в данном случае речь не идет об участии ИГИЛ — скорее уж других "игроков", не будем показывать пальцем. Но кто сказал, что какой-нибудь Умар аль-Шишани не попробует использовать ситуацию в своих интересах?
А есть ли у ИГИЛ какая-либо опора в России? Это сложный вопрос, признает политолог Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид).
Но, по его словам, факт — на стороне ИГИЛ воюют несколько тысяч выходцев из СНГ и России. "Там и выходцы из Кавказа воюют, и с Поволжья, там есть и узбекские формирования, там есть даже такие экзотические боевики, как азербайджанские сунниты", — сказал он в беседе с корреспондентом Pravda. Ru.
По его мнению, угроза вторжения боевиков действительно существует. "Этот Умар аль-Шишани, который является военным руководителем ИГИЛ в Сирии, совершенно откровенно сказал, что "мы придем на Северный Кавказ". Так что угроза, безусловно, существует", — заявил эксперт.
В качестве превентивной меры, полагает Анатолий Несмиян, России необходимо активизировать политику в Сирии. "Единственный вариант примитивный — воевать на чужой территории. Не своими руками, мы можем помогать Сирии гораздо более активно, чем это делали раньше. И уж тем более, чем делаем сейчас. По пока, к сожалению, этого нет", — сказал политолог.
Вопрос в мотивации людей, считает главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аджар Куртов. Отвечая на вопрос, существует ли в России у ИГИЛ опора, он отметил, что "у нас время от времени проявляют себя сторонники радикальных исламистских организаций".
"Они проявляют себя и на Северном Кавказе, в том числе террористическими актами. Они проявляют себя в Поволжье, когда демонстративно по улицам Казани совершаются автопробеги, во время которых на машинах развешаны черные знамена с арабскими надписями, свидетельствующие о принадлежности "Хизб-ут-Тахрир", — сказал эксперт.
Противодействовать этому, считает Аджар Куртов, нужно не только силовыми методами. "Надо стремиться к тому, чтобы с территории России в государства мусульманского мира не переезжали люди, которые там получают образование в таких учебных заведениях, где им преподают экстремистские версии ислама. А для этого нужно укреплять собственную систему богословского образования, у нас есть для этого необходимые возможности. Но не всегда это удается из-за внутренних конфликтов в руководстве уже наших мусульманских организаций. Нам необходим, наверное, более жесткий контроль за тем потоком литературы, который поступает в нашу страну из-за рубежа по линии различных благотворительных фондов. Да и, кстати говоря, издается и в нашей стране", — отметил он.
Еще одно направление, по его мнению: "Мы должны требовать от американцев соблюдения международного права и добиваться, чтобы через международные финансовые организации были ограничены, скажем, перетоки денежных средств".
"Американцы перекрывают каналы финансирования российских банков под вымышленным предлогом того, что происходит на юго-востоке Украины. Но они как-то не очень активны, чтобы отрезать "Исламское государство" от поступления средств из-за рубежа. И понятно, почему. Потому что те самые средства на ведение военных действий перечисляются как аффилированные с американскими структурами, так и их союзниками на Ближнем Востоке, в частности, государствами Персидского залива", — подчеркнул Аджар Куртов.