Приоткрыта завеса тайны над будущим "Баргузина" и суперракеты

Возвращение "поездов-призраков": готова ли к этому Россия?

Российская промышленность готова к созданию 100-тонной баллистической ракеты, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Правда, задание на этот счет должно быть включено в государственную программу вооружений на 2018-2025 годы.

По словам Рогозина, то же самое можно сказать и о боевом железнодорожном ракетном комплексе (БЖРК) "Баргузин". "На уровне абсолютной готовности промышленности к созданию — в случае, если решение будет принято и включено в государственную программу вооружений", — сказал Рогозин в интервью РИА "Новости", отвечая на вопрос, на какой стадии создания находятся БЖРК "Баргузин" и 100-тонная тяжелая баллистическая ракета.

Во времена Советского Союза в составе ракетных войск стратегического назначения находились три дивизии БЖРК "Молодец" (по классификации НАТО — СС-24 "Скальпель"). Они дислоцировались в Костромской области, Пермском и Красноярском краях. Всего было 12 "ядерных поездов", в каждом из них — по три ракеты, которые несли по десять боевых блоков.

Комплексы были приняты на вооружение буквально за несколько лет до развала СССР, в 1987 году. И стали настоящим сюрпризом: на Западе новые комплексы назвали "поездами-призраками". Каждая из них несла десять боевых блоков.

БЖРК были утилизированы в период с 2003 по 2005 годы без продления их ресурса. Одна из причин подобного решения — разрабатывало МБР РТ-23УТТХ "Молодец" КБ "Южное" из Днепропетровска. Нынешняя разработка — исключительно российская.

В ноябре прошлого года прошли успешные бросковые испытания ракет для "Баргузина". Бросковые испытания — первый этап проверки любых ракет. В ходе этих испытаний проверяется, в частности, правильно ли разработаны алгоритмы подготовки ракеты к пуску, как ракета покидает пусковую установку и как срабатывает пусковое оборудование.

К слову сказать, сегодня стало известно, что в Министерстве обороны приняли решение перенести бросковые испытания другой баллистической ракеты: РС-28 "Сармат". Нынешний перенос в ведомстве объяснили необходимостью провести дополнительные работы по отладке оборудования. Изначально предполагалось, что испытания пройдут в 2016 году, однако затем их перенесли на март 2017-го.

В марте текущего года испытания ракеты также были отложены в связи с работами по наладке пусковой установки на космодроме Плесецк. Испытания были назначены на апрель, но потребовала доработки сама ракета. В июне проверка систем ракеты еще не была закончена, поэтому от испытаний снова отказались. Разработчики планируют сначала провести цикл испытаний на стендах.

Напомним, в перспективе "Сармат" должен сменить ракетный комплекс РС-18 "Воевода" (по классификации НАТО — SS-18 "Сатана"). Изначально планировалось, что жидкостная ракета РС-28 "Сармат" будет принята на вооружение в 2019–2020 году. Она станет носителем гиперзвуковых блоков, которые позволят прорывать любые существующие системы ПРО.

Впрочем, ничего удивительного в нынешней ситуации нет: разработка новых видов вооружений очень часто не укладывается в заранее составленные графики, поскольку невозможно предугадать, какие проблемы будут выявлены на этапе создания той же баллистической ракеты. И происходящее с "Сарматом" едва ли является чем-то уникальным.

Дмитрий Рогозин в интервью также рассказал о перспективах российского ВМФ. По словам вице-премьера, на сегодняшний день ставка сделана на, как он выразился, "мускулистые" корабли. "Конечно, главный акцент, который мы делаем сегодня по Военно-морскому флоту, — это "мускулистые" корабли, обладающие возможностью носить огромное количество вооружений. То есть наш условный корвет меньшего водоизмещения должен быть по мощи равен условному крейсеру, который находится на вооружении в западных ВМС", — сказал Рогозин.

Кроме того, отметил он, флот обеспечен всей необходимой номенклатурой ядерных силовых установок. Здесь, по словам вице-премьера, "полный порядок". "Вопрос только в одном: в позиции Министерства обороны. Они — главный заказчик и, исходя из анализа военных угроз, формируют задачи, которые должна решить военная наука и должен решить оборонно-промышленный комплекс. Но каких-то проблем, связанных с решениями конструкторско-производственно-технологического характера, я не вижу", — сказал вице-премьер.

Напомним, на прошлой неделе заместитель главкома ВМФ России Виктор Бурсук сообщил, что будет построен еще один авианесущий крейсер. Сейчас есть только один — "Адмирал Кузнецов", который не дает покоя британскому министру обороны.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что хотя в российском оборонном ведомстве и проявляют интерес к идее создания авианосца, однако до практического воплощения еще очень далеко.

Главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский рассказал тогда "Правде.Ру", почему, по его мнению, строительство авианосца в ближайшей перспективе на является необходимым: "Надо понимать: уровень затрат будет гигантским. Авианосец ведь не существует сам по себе, строительством только самого корабля дело не обойдется. Я напомню, что необходимо формировать авианосную ударную группу. А это означает создание авиационных подразделений, которые на таком авианосце будут базироваться. Здесь у нас некоторых типов самолетов даже еще в проекте нет. Например, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения или самолетов радиоэлектронной борьбы именно палубного базирования".

"Кроме того, необходимо создавать группировку кораблей для совместных действий с авианосцем, которая, по американскому опыту, должна включать два-три крейсера и шесть-семь кораблей меньшего водоизмещения. Плюс пару подводных лодок. Плюс необходимо будет создавать наземную специальную инфраструктуру базирования этого авианосца и этих кораблей, их экипажей и авиационных экипажей. Так что стоимость постройки самого авианосца можно смело умножать на цифру семь-восемь", — подчеркивал эксперт.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Обсудить