Слияние авиационных КБ России, особенно "Миг" и Сухого, приведёт к деградации отрасли, сделает российские самолёты менее конкурентноспособными на мировом рынке. Зачем же тогда это власти продавливают?
Компании "Сухой" и "МиГ" перестанут существовать в 2021 году вместе с Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК), в которую они входят, образовав единое юрлицо под названием "Корпоративный центр самолётостроения" с центром в Москве.
Решение было принято по итогам прошедшего 16 марта в "Ростехе" совещания о дальнейшей реформе авиастроения с участием главы госкорпорации Сергея Чемезова, руководства и генеральных конструкторов ОАК.
В подчинение новому центру также перейдут компании "Туполев", "Ильюшин" и "Иркут". На совещании также было объявлено о создании Единого инженерно-конструкторского центра ОАК, в составе которого в перспективе будут объединены все авиационные конструкторские бюро.
Заметим, что российское военное авиастроение до сих пор удерживает лидирующие позиции на мировом рынке благодаря традиции конкуренции между передовыми конструкторскими группами — сегодня это ПАО "Компания Сухой" и АО РСК "МиГ". А их успехи последних лет базируются на прорывных советских разработках — лёгком истребителе Миг-29 и тяжёлом Су-27.
"МиГ" разработал всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 в его модификации МиГ-31К, переоборудованной под гиперзвуковой ракетный комплекс "Кинжал". Теперь КБ "МиГ" работает над созданием на базе МиГ-31К перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата пятого поколения — перехватчика МиГ-41.
"Сухой" создал истребитель пятого поколения Су-57, который в 2020 году вышел на серийное производство и стал поступать в ВКС России. Су-30СМ широко экспортируется, и у него очень хорошая репутация. Проект тяжёлого ударного БПЛА С-70 "Охотник" становится с каждым днём всё более актуальным. Это две перспективные и разные школы авиастроения.
Слияние их было затеяно ещё в 2017 году министром промышленности Денисом Мантуровым с якобы передовой целью — заниматься разработкой, производством, продажей и обслуживанием всей линейки текущих и перспективных самолётов боевой авиации ОАК. Но через год слияние было приостановлено без указания причин, тем не менее сейчас к нему опять вернулись.
Журналисты и эксперты подозревают, что в этом решении о слиянии есть элементы нечестной конкуренции и коррупции.
Так, в газете "Ставропольский репортёр" Владимир Леонов в статье "Слияние со смертельным исходом" пишет, что против "мигарей" ведётся нечистоплотная борьба.
"Источники в отрасли осторожно шепчут: "Никому не нужно, чтобы "мигари" создали что-то новое". На душе от таких слов становится гадко. И так 30 лет держали "МиГ" в чёрном теле, особенно это было заметно во времена правления в ОАК экс-главы корпорации Михаила Погосяна. Он, как истинный патриот и гениальный лоббист "Сухого", не выносил конкурентов на дух. А точнее, выбивал из них дух", — пишет журналист.
По его мнению, "уничтожение конструкторских школ, безумные слияния и переподчинения могут парализовать и вполне живую интеллектуальную среду создателей крылатых боевых машин".
Политический обозреватель ОТР Сергей Лесков пишет для Телеграм-канала "Незыгарь", что причину неудач в ОАК нужно искать в клановости российского ВПК, где талантливых конструкторов выживают, замещая их своими людьми.
"Такие, как бывший куратор военной авиации в ОАК Игорь Озар или Александр Конюхов, глава ПАО имени Туполева, из отрасли изгоняются под давлением семейных кланов", — пишет журналист.
В качестве одного из кланов он называет семью вице-премьера Юрия Борисова.
"Прославленные КБ на грани развала, который усугубило решение Сердюкова (бывшего председателя ОАК) раскассировать пять ведущих авиационных фирм по городам и весям, выведя их из столицы. После этого о прорывах в военной и гражданской авиации можно забыть", — считает Лесков.
По его словам, бизнес и коммерческие интересы "опутали "оборонку", поэтому за последние годы резко снизилось количество перспективных разработок. А отдельные подотрасли, такие как микроэлектроника, — в полном провале. С другой стороны, долги ВПК превысили 2 триллиона рублей. При этом, по словам вице-премьера Юрия Борисова, "основное тело кредита никогда не будет погашено".
Ситуация усугубляется тем, что отрасль, которая даёт не меньше 30% российской экономики, фактически выведена из-под влияния премьера и остаётся вне зоны действия реформаторского "плана Мишустина”. Такая ситуация грозит срывом достижения национальных целей, делает вывод журналист.
В комментарии для "Правды.Ру" военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что в советское время разные КБ конкурировали не только с зарубежными аналогами, но и друг с другом и "за счёт этой конкуренции у нас появлялась продукция высокого класса".
Решением о слиянии "мы уходим от этой конкуренции", что "влияет на характеристики военной продукции", хотя эта мера сокращает расходы на управленческий аппарат, позволяет не дублировать разработки и их ускорять, сказал эксперт.
Юрий Кнутов отказался комментировать клановый характер ВПК, так как у него нет по этому вопросу информации.
"Весь вопрос упирается не в то, что дети занимают должность, вопрос упирается в их компетентность, знания, опыт работы. Ничего страшного я не вижу, когда люди работают семьями. И в советское время, кстати, это приветствовалось на одном предприятии. Но если они некомпетентные, а занимают руководящие должности и принимают решения, которые приводят к растрате денег и неэффективной работе, то это крайне негативно", — сказал эксперт.
По госслужащим есть целый ряд нормативных документов, которые ограничивают семейственность. Вопрос в том, как это выполняется, добавил он.
Читайте по теме:
Заслуженный пилот России оценил последствия слияния МиГ и "Сухого"
КПРФ потребовала от Медведева уволить Сердюкова с поста в ОАК
Эксперт: предложение СК о конфискации имущества за коррупцию не в интересах правящего класса