Не пора ли возрождать Варшавский договор?

Кремль и НАТО прекратили диалог. НАТО нуждается в трансформации, а Москва в агитации, считает военный эксперт Андрей Головатюк.

Сегодняшнее общение между НАТО и Москвой хуже, чем было во время холодной войны, считает Кертис Скапарротти, генерал армии США и верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе. Об этом он заявил в недавнем интервью Associated Press. По словам Скапарротти, "если противники знают возможности и намерения друг друга, они с меньшей вероятностью попадут в конфликт". "Во время холодной войны мы понимали сигналы друг друга. Мы говорили. Я обеспокоен тем, что сегодня мы их не знаем", — сказал он.

Со своей стороны заместитель руководителя МИД России Александр Грушко заявил в понедельник в интервью агентству "РИА-Новости", что сегодняшние отношения Россия — НАТО "больше всего напоминают "обычное" состояние дел, под которое создавалась НАТО — под холодную войну".

Сотрудничество России и НАТО полностью прекращено и по гражданской, и по военной линии, отметил чиновник. По его словам, "НАТО отказалась от позитивной повестки дня в отношениях с Россией". "Пока нет признаков того, что эта организация знает, как выходить из этого тупика", — подчеркнул Грушко.

Комментирует ситуацию для "Правды.Ру", кандидат политических наук, военный эксперт Андрей Головатюк.

— С чем связана такая ситуация?

— НАТО после крушения Варшавского договора так и осталось нетрансформированной структурой и продолжает видеть в России главную угрозу для всего мира. Ставится задача наращивать постоянно группировки и принимать новые страны в члены. За этой политикой стоит экономика. Трамп потребовал, чтобы все страны увеличили взносы в НАТО до 5% от своего валового внутреннего продукта (ВВП). Тем самым они будут больше дотировать и финансировать экономику Соединенных Штатов, которая эксклюзивно производит для НАТО вооружение.

Риторика Альянса о том, что Россия сейчас нападет, наращивает моральный стресс, создает психологическую нервозность. Тем самым натовцы доказывают необходимость своего существования. В этой риторике больше всего преуспели страны Балтии — Латвия, Эстония, Литва, плюс Польша. Сейчас идут разговоры, что Грузия подтягивается в НАТО, и Украина может быть принята в НАТО.

Чтобы разорвать этот круг, НАТО надо изнутри трансформироваться. Но когда здравые умы придут к власти в НАТО — этот вопрос остается открытым. Пока такая ситуация сохраняется, мы должны свои вооруженные силы содержать в боевой готовности с целью минимизации ущерба в случае возможных военных действий, надо быть в готовности отразить нападение или провокацию.

— Но наше Минобороны все время говорит, что в Сирии на уровне военных с американцами постоянно поддерживаются тесные связи.

— НАТО в Сирии же нет. Там коалиция, возглавляемая американцами. Сирия — это чисто экономический вопрос, американцы туда сунулись для того, чтобы прибрать к рукам налаженную добычу нефти под предлогом смещения Башара Асада. Вот и все. Недавно мы проводили круглый стол и вывели такую параллель: как только к власти в какой-то стране приходит руководитель, который недоволен политикой Соединенных Штатов, то сразу в отношении этой страны начинают приниматься экономические меры. Если это не воздействует — военные меры. И мы видим последний пример — это Венесуэла. Если бы не жесткая позиция Российской Федерации и ее союзников в Совете Безопасности ООН, непонятно, как закончилась бы ситуация с Мадуро в Венесуэле.

Вспомните также, что они сделали с Югославией. Была нормальная процветающая страна. Им не понравился Милошевич, и они разбомбили Югославию, раздробили страну. Что они сделали с Ираком? Они убили президента, раздробили страну , которая сейчас ввергнута в хаос, идет гражданская война. Сейчас что идет в Ливии? То же самое. Они убили Муаммара Каддафи, разделили страну, и сейчас в Ливии идет гражданская война. Это все последствия действий Америки и НАТО. Сейчас они заявили о том, что, в конце концов, они выйдут из Афганистана, это означает, что они бросают Афганистан, просто так его оставляют, не сформировав там устойчивое правительство, вооруженные силы, силы безопасности.

— И как же выходить из всей этой истории?

— Сегодня принижена роль Совета Безопасности ООН. Это существенный рычаг для того, чтобы доводить свою позицию до других стран, которых надо заставить, наконец, прислушаться и понять, что действия НАТО и, в первую очередь, Соединенных Штатов не несут никакого позитива, а, наоборот, только приводят к хаосу, войне и бардаку.

Представляется, что надо так же обратить внимание на создание нового "Варшавского договора", конечно, с новым названием и участниками. ОДКБ не выдерживает критики, поскольку для принятия стратегических решений нужно согласие парламентов всех стран-членов. Начинать надо с создания программы, которая с успехом практикуется в НАТО — это программа "Партнерство ради мира". Натовское Партнерство направлено на то, чтобы подготовить страны к членству в Альянсе, а также установить связи между НАТО и теми странами, которые не хотят вступать в альянс. Под видом помощи в реформах и оборонном планировании, а также при стабильном финансировнаии, страны затягиваются в партнерство с враждебным России блоком.

Отметим, что все союзники России по ОДКБ участвуют в этой программе. Спрашивается, а союзники ли они Москве?

В 2014 году на саммите в Уэльсе Альянс утвердил программу "Партнеры по расширенным возможностям", которая дала пяти странам, "внесшим значительный вклад в операции НАТО" — Австралии, Финляндии, Грузии, Иордании и Швеции — особый статус в альянсе — доступ к министерским встречам и учениям НАТО.

Читайте по теме: Великобритания отправила в Эстонию авиацию для противодействия "российской угрозе"

Эксперт пояснил, почему Египет отказался от "арабского НАТО"

Россия будет таранить корабли НАТО, если те пойдут через Керченский пролив

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить